Choose Cyrillic Charset (kodirovka)

 
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ
 


          Летняя жара, которая постоянно требует прохладного душа для тела, плавит асфальт и перегревает двигатели наших автомобилей не будет длиться вечно. На смену ей придет прохладная осень, а затем и морозная зима. Задуматься об этом заставил меня один из экспонатов выставки "Автотехсервис", проходившей на Нижегородской ярмарке.
Тепловой аккумулятор
Рис. 1
 
   
Параметры Теплового Аккумулятора (ТА)
Тепловая емкость, кВт*час 0.65
Продолжительность зарядки, мин. 10-15
Продолжительность разрядки, мин. 5-7
Масса, кг. 16.5
Диаметр, мм. 212
Длина, мм. 400
Эффективное время хранения тепла, час 36
   
Схема подключения
Рис. 2

          Что же навело меня на мысли о холодной зиме? Это неброский с виду металлический предмет, лежавший на выставочном стенде украинской фирмы "Мотортехника", напоминающий своими формами и размерами пятилитровый бочонок пива "Балтика", который можно увидеть сегодня в витринах многих коммерческих киосков. Но о холодах, безусловно, напомнил не он сам, а его название - "устройство облегчения пуска двигателя", о котором я и собираюсь Вам рассказать.


          Ни для кого не секрет, что любой из двигателей внутреннего сгорания собственно на полезную работу использует только часть вырабатываемой им энергиии, опрделяемую его КПД. Большая же часть этой энергии, получаемой при сгорании топлива, расходуется на нагрев окружающей среды, как посредством отработавших газов, так и через радиатор системы охлаждения двигателя. Тепло это, выбрасываемое во время работы двигателя в прямом смысле на ветер, является остро необходимым при пуске этого же мотора, особенно на зимнем морозе. Но как сохранить тепло тогда, когда оно расходуется напрасно, и использовать его когда в нем возникает нужда? Эта непростая инженерная задача и нашла свое решение в виде описываемого устройства. При этом технически возможны различные спосбы накопления тепловой энергии, но выбранный здесь и использующий в качестве носителя тепла охлаждающую жидкость штатной системы охлаждения представляется наиболее рациональным.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

          Устройство облегчения пуска двигателя, схема подключения которого показана на рис.2, включает в себя несколько узлов: собственно тепловой аккумулятор (ТА), его вид приведен на рис.1, электронасос (ЭН), датчики зарядки и разрядки (Д) теплового аккумулятора, блок управления и соединительную арматуру. Основным узлом системы является тепловой аккумулятор, внутри которого находится вещество, способное накапливать тепло. Этот узел устанавливается в подкапотное пространство автомобиля с помощью кронштейнов и врезается посредством шлангов в штатную систему охлаждения двигателя. Врезка при этом удобна параллельно с отопителем, но возможны и другие варианты. При прохождении через (ТА) охлаждающей жидкости, имеющей температуру около 90 градусов, он принимает тепло и "заряжается". Благодаря высокоэффективной вакуумно-порошковой изоляции аккумулятор сохраняет тепло длительное время, подобно термосу.
          Для наглядности легко представить себе такую жизненную ситуацию. Вы поставили вечером машину на стоянку. Утром - мороз двадцать, тридцать, а то и все сорок градусов. Ваши соседи возятся с паяльными лампами или уже готовят буксирные троса чтобы насиловать двигатели безжалостной буксировкой своих автомобилей за тракторами. Знакомая картина. Не правда ли ? Вы же, подойдя к машине, нажимаете кнопку, которая включает небольшой насос, прокачивающий тосол по системе охлаждения, и через три минуты двигатель Вашего автомобиля уже теплый. Вы спокойно заводите его и едете по своим делам, не теряя ни минуты ценного времени и не тратя нервных клеток.
          Через пятнадцать минут после прогрева двигателя до рабочей температуры тепловой аккумулятор опять готов к работе, то есть Вы опять можете глушить двигатель и оставлять автомобиль на морозе, а потом также спокойно его завести.

МАЛЕНЬКАЯ ПОДРОБНОСТЬ

          Электронасос, о котором упоминалось выше, имеет мощность 40 Вт, работает от бортовой сети автомобиля и потребляет ток в 3.5 ампера. Всем известно, что на морозе перед пуском двигателя рекомендуется включить дальний свет фар, чтобы прогреть акккумулятор. Здесь же, используя устройство облегчения пуска двигателя, Вы убиваете двух зайцев - включив электронасос Вы прогреваете двигатель и одновременно готовите к работе аккумулятор.

ИСПЫТАНИЯ

          Устройство прошло испытания на Горьковском автозаводе. Климатические испытания в течения двух недель и дорожные испытания в течение полугода. Как заявляют разработчики, использование его эффективно не только в мороз, но и просто в холодную погоду.

СРОК СЛУЖБЫ

          Срок службы устройства, по словам разработчиков, практически не ограничен. Десять лет? Без проблем. Достаточно просто механически его не повредить. Корпус теплового аккумулятора изготовлен из хорошей нержавеющей стали и проверен на коррозионную стойкость.

ЦЕНЫ

          Напоследок о комплектации и ценах. В составе устройства возможно использование различных средств автоматизации. От полного ее отсутствия и наличия только выключателя, до оснащения разнообразными датчиками, дистанционным запуском и таймером. В зависимости от этого колеблется и цена от 450 до 570 долларов.
          В заключение остается добавить, что налажено серийное производство устройств для автомобилей различных марок, среди котрых ВАЗ, Москвич, ГАЗ, УАЗ, микроавтобусы и другие автомобили с двигателями с различным рабочим объемом (до 4 литров).

 
Сергей Удалов           


Вопросы и предложения присылайте по адресу cena@infopac.ru с пометкой "для Сергея Удалова"


Copyright © 1997 Web-страница коммерческого еженедельника "Цена-АВТО", г.Тольятти


Авто | Архив "Виртуального автоклуба" | Виртуальный Автоклуб