Choose Cyrillic Charset (kodirovka)

  ТАКИЕ СКУЧНЫЕ ПРУЖИНЫ...

Пружины подвески. Казалось бы, нет скучнее темы для разговора. И правда, чем они могут привлечь к себе внимание простого автолюбителя? Стоят себе на автомобиле, не требуя ни настройки, ни регулировки, ни даже самого малого ухода. Спидометр "отмотает" не один круг, уже заменены поршни, расточен блок цилиндров, да и вся подвеска давно не "родная", а пружины все те же! И тем не менее даже о такой "малонапрягающей" водителя детали автомобиля можно узнать много интересного, особенно полезного тогда, когда все же возникает необходимость ее заменить.

Технология изготовления пружин достаточно сложна. Потому львиная доля пружин для "Жигулей", "Самар", "Нив" производится на ВАЗе.

Однако в настоящее время существует еще ряд предприятий, которые получили допуск ВАЗа на производство пружин. Это:

На пружины, изготовленные в этих городах, наносится товарный знак завода-изготовителя либо прикрепляется бирка.

Изготавливаются пружины из прокатанной пружинной стали, с которой предварительно шлифованием (а сейчас на новых линиях токарной обработкой) снимается обезуглероженный слой. Дальнейшее изготовление пружины включает следующие этапы:

В таблице 1 приведена маркировка выпускаемых пружин.

Таблица 1
---------------------------------------------------------------
                    Цвет отличительной маркировки пружины
Наименование        -------------------------------------------
                    класс А                 класс В
---------------------------------------------------------------
1111 передняя       желтый                  зеленый
1111 задняя         желтый                  зеленый
2101 передняя       желтый                  зеленый
2101 задняя         желтый                  зеленый
21012 передняя      белый                   голубой
2102 задняя         коричневый              синий
2121 передняя       без отметки (белый)     черный
2121 задняя         без отметки (белый)     черный
2108 передняя       желтый                  зеленый
2108 задняя         желтый                  зеленый
2108 передняя       белый                   голубой
     европейская
2108 задняя         коричневый              синий
     европейская
2110 задняя         без отметки (белый)     черный
2111 задняя         оранжевый               голубой
2112 передняя       белый                   без отметки (черный)
----------------------------------------------------------------

Как видно из таблицы, большая часть устанавливаемых на автомобили пружин метятся либо желтой, либо зеленой краской. Вполне резонно возникает вопрос: какие же пружины предпочтительнее? Строго говоря, как пружины класса А, так и пружины класса В имеют равное право на существование. Деление же на классы принято для того, чтобы уменьшить разницу по длине пружин для правого и левого борта автомобиля, неизбежную при массовом производстве, которая отрицательно сказывается на управляемости и устойчивости автомобиля (т.к. приводит к перекосу автомобиля относительно его продольной оси). Однако если Вы предпочитаете загружать свой автомобиль под "завязку", то, возможно, Вам следует выбрать пружины класса А (желтого цвета), т.к. они держат чуть большую нагрузку. Но при этом следует иметь в виду, что разница эта (проконтролировать которую невозможно) незначительна и может составить от 0 до 25 кг.

Если же внимательно вглядеться в таблицу, то можно увидеть, что существует маркировка других цветов. Рассмотрим ее подробнее.

Это пружины, предназначенные для установки на заднюю подвеску автомобилей-универсалов классической компоновки. Раньше это был ВАЗ-2102, сейчас ВАЗ-2104 и его модификации. Отличаются они чуть большей длиной в силу специфики данных автомобилей. Можно ли ставить эти пружины на автомобили ВАЗ-2105, 2106? Для ответа на этот вопрос необходимо знать цель установки данных пружин. Если это вызвано стремлением увеличить дорожный просвет в силу проседания кузова, связанного с его старением, то такая установка имеет смысл. На ходовых качествах автомобиля это никоим образом не отразится. Однако если подобная перестановка преследует цель увеличения загрузки автомобиля сверх допустимой нормы, то данная операция повлечет за собой преждевременный износ и разрушение кузова. А здесь уже автолюбитель должен решать сам для себя, что для него важнее - сохранить автомобиль в технически исправном состоянии на долгие годы либо выжать из него максимум за короткий срок, после чего с легким сердцем сдать в металлолом...

Установка пружин, не предусмотренных конструкцией, и загрузка автомобиля сверх меры не продлят его жизнь. То же самое можно сказать и о проставках, которые часто появляются в продаже и устанавливаются между пружиной и кузовом. Если пружина просела, то ее не спасет никакая проставка, т.к. в такой пружине уменьшено межвитковое расстояние, а это опасно уже потому, что уменьшен ход пружины до смыканиЯ витков. Если же такая проставка ставится на нормальную пружину и исправный кузов, то это увеличит клиренс, но при этом уменьшится ход отбоя и увеличится ход сжатия амортизатора, что в общем-то тоже не очень приятно.

Единственная ситуация, при которой установка проставки не навредит Вашему автомобилю, это если пружина нормальная, но дорожный просвет уменьшился из-за старения кузова. Ну а для тех автолюбителей, которым интересно мнение специалистов Волжского автозавода по этому вопросу, отметим, что ни одна из конструкций подобных проставок не была утверждена ВАЗом для установки на автомобиль.

Пружины 21012. Изготавливаются из прутка большего диаметра, чем обычные пружины и устанавливаются только на правый борт передней подвески автомобилей классической компоновки с правым рулевым управлением для выравнивания автомобиля из-за значительного перераспределения массы. Кроме того, эти же пружины устанавливаются на автомобили отдельных комплектаций с левым рулевым управлением (на оба борта).

Пружины 2108 в европейском исполнении. Варкируются белым и голубым цветом - передние и коричневым и синим - задние. Наш совет - не стоит покупаться на слово "европейские", держитесь от этих пружин подальше. Ведь все их отличие в том, что автомобиль с данными пружинами имеет пониженный клиренс и предназначены они для езды по европейским автобанам, а не по родным ухабам.

Хочется особо отметить, что вышеописанными типами ассортимент пружин для переднеприводных автомобилей исчерпывается. Поэтому, если Вам будут предлагать пружины 21099 (а они в последнее время мелькают в рекламе), то знайте, что Вас просто хотят "нагреть". Никаких 99-х пружин в природе не существует.

Пружины 2110. На переднюю подвеску автомобиля ВАЗ-2110 стандартной комплектации устанавливаютсЯ пружины 2108. "Десятки" же с 16-клапанным двигателем комплектуются усиленными пружинами 2112. Для большей наглядности типы пружин, устанавливаемых на автомобили данного семейства, мы свели в таблицу 2.

Таблица 2
-------------------------------------------------
                  Модель автомобиля ВАЗ
-------------------------------------------------
             2110    21102   21103   2111    2112
                     21104
-------------------------------------------------
Пружина
передней     2108    2108    2112    2108    2112
подвески
-------------------------------------------------
Пружина
задней       2110    2110    2110    2111    2110
подвески             евро    евро            евро
-------------------------------------------------

Какие же правила по установке пружин существуют на Волжском автозаводе?

Во-первых, на каждую подвеску допускается монтировать пружины только одного класса. В исключительных случаях, если на переднюю подвеску устанавливаются пружины класса А и не имеется в наличии соответствующих пружин для задней подвески, допускается производить монтаж на заднюю подвеску пружин, относящихся к классу В. Для автомобиля же, снаряженного спереди пружинами класса В, установка пружин класса А на заднюю подвеску недопустима. При этом следует отметить, что в любом случае на правом и левом борту одной оси автомобиля должны быть установлены пружины одного и того же класса.

Для того, чтобы автовладелец сам мог ориентироваться в море пружин, приводим их краткие технические характеристики.

Пружины передней подвески
-------------------------------------------------------------
 модель	 диаметр  наружный  полное число   длина   покрытие
пружины  прутка   диаметр      витков     пружины
-------------------------------------------------------------
  2101     13.1    116.3        8.75        360   эпоксидное
                                                 черная эмаль
  21012    13.5     117         8.75        360   эпоксидное
                                                 черная эмаль
  2121     15.2    120.4        7.3         278   эпоксидное
                                                 черная эмаль
  2108     12.9  149.6-151.6     7         383.5  эпоксидное
                                                 черная эмаль
  2108     12.9  149.6-151.6     7         364.5  эпоксидное
  евро                                           черная эмаль

  2112     13.2     151.2        7         383.5  эпоксидное
                                                 черная эмаль
  1111      10      94-95       9.3        316.8  эпоксидное
                                                 черная эмаль
--------------------------------------------------------------
Пружины задней подвески
-------------------------------------------------------------
 модель	 диаметр  наружный  полное число   длина   покрытие
пружины  прутка   диаметр      витков     пружины
-------------------------------------------------------------
  2101     12.4    127.5        9.3         434   эпоксидное

  2102     12.4    127.5        9.3         455   эпоксидное
  
  2121     12.7   127-129       9.3         434   эпоксидное
  
  2108     11.2    107.2       11.5         418   эпоксидное
 
  2108     11.2    107.2       10.5         381   эпоксидное
  евро    

  2110     11.6     108        10.5         381   эпоксидное

  2110     11.6     108        11.5         403   эпоксидное
  евро

  1111      9.7     99.7        9.5         353   эпоксидное
                                                 черная эмаль
--------------------------------------------------------------

Вообще, при кажущейся простоте описываемой нами детали, определить ее пригодность в гаражных условиях (да и в условиях СТО) абсолютно невозможно. Для этого необходимо специальное достаточно громоздкое оборудование, позволяющее нагружать пружину и определять степень сжатия в зависимости от прилагаемой нагрузки.

Неблагодарным делом является также и предпринимаемые кем бы то ни было попытки восстановления старых пружин. Подобные исследования проводились на ВАЗе и на основании полученных результатов был сделан вывод, что "овчинка не стоит выделки", т.к. ресурс восстановленной пружины очень невелик.

В заключение хотелось бы сказать следующее: в Департаменте Развития испытывались и аналогичные пружины импортного производства, и проведенные исследования показали, что пружина подвески - одна из тех деталей, которая ни в чем не уступает импортным и замена которой на импортную не даст автовладельцу ровным счетом ничего.

 
Владимир Семаков          

Редакция благодарит специалистов Управления Проектирования Автомобилей ГенДР АО АвтоВАЗа за помощь, оказанную при подготовке материала.


Вопросы и предложения присылайте по адресу cena@infopac.ru


Copyright © 1997 Web-страница коммерческого еженедельника "Цена-АВТО", г.Тольятти


Авто | Архив "Виртуального автоклуба" | Виртуальный Автоклуб