Choose Cyrillic Charset (kodirovka)

 
ЗНАКОМЬТЕСЬ - ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА
 

          Так уж повелось считать у нас на Руси, что все самое лучшее - это импортное. Каюсь, так думал и я, собираясь менять поршневые кольца на своем автомобиле. На слуху было только одно имя - непревзойденный авторитет в этой области (по крайней мере, в кругу моих знакомых) - фирма "Гетце". Однако отдельные события заставили меня круто изменить свою точку зрения. Но обо всем по порядку.

Поршневые кольца ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
          Изначально поставщиком поршневых колец для ВАЗа был Мичуринский завод поршневых колец (в то время он назывался автоагрегатный завод). Под это производство для Мичуринска было закуплено оборудование. Но несмотря на то, что в те годы в Мичуринске в основном использовалось (и используется по сей день) оборудование фирмы "Гетце" - это было оборудование и технология 50-х годов, изрядно устаревшие даже для того времени. И потому качество производимых там колец не удовлетворяло Волжский автозавод. Дело доходило до того, что в Мичуринске приходилось содержать специалистов ремонтной службы ВАЗа. Проблема встала настолько остро, что было принято решение - организовать производство самого "браконосного" и в то же время наиболее ответственного - верхнего компрессионного кольца на ВАЗе. Для этого часть оборудования была демонтирована с Мичуринского завода и установлена на ПТО (тогда еще ПГС), недостающая же часть была изготовлена своими силами. С того участка и началось самостоятельное производство поршневых колец на ВАЗе.
          Но и после этого проблема снята не была и со временем вновь всплыла на поверхность. И было решено - организовать на ВАЗе полностью законченный цикл по производству поршневых колец.
          В качестве стратегических партнеров рассматривались две конкурирующие фирмы - "Гетце" (Германия) и "Рикен" (Япония). После достаточно глубокого анализа был выявлен ряд преимуществ в предложении фирмы "Рикен", благодаря которым предпочтение при заключении контракта было отдано японцам. Если конкретнее, то основными моментами при этом были следующие. Японцы гарантировали наименьший процент брака на выходе по отношению к заготовке - программой допускалось максимум 25% брака по маслосъемному кольцу. (Здесь стоит отметить то обстоятельство, что вроде бы огромная цифра брака не должна пугать. В этом специфика производства поршневых колец и фирма "Гетце" давала больший процент по браку - 38%, Мичуринск - 40% по проекту, фактически же выходило порядка 78%).
          Кроме этого с фирмой "Гетце" не было достигнуто четких договоренностей по передаче "ноу-хау", "Рикен" же передавала законченную технологию, включающую лицензию, "ноу-хау", расчеты, оборудование. В итоге, как уже было сказано выше, предпочтение отдали фирме "Рикен" и был закуплен сквозной проект, начиная от конструкторской разработки и заканчивая готовой продукцией.
          Все это время, пока шла контрактация, участок поршневых колец на ПТО продолжал работать, изготавливая кольцо одного типа - верхнее компрессионное диаметром 79 мм. Тем самым незримо достигалась и еще одна цель - завод знакомился со спецификой изготовления поршневых колец, люди получали квалификацию, так пригодившуюся впоследствии.
          И вот в 1986 году на ВАЗе началось производство собственных поршневых колец. После запуска производства продукция прошла омологацию и было выдано заключение - качество "вазовских" колец не хуже японских и соответствует мировым стандартам. Это же, кстати, подтвердили позднее и специалисты фирмы "Гетце", посещавшие Волжский автозавод.
          А что же стало с участком на ПТО? После запуска нового цеха часть оборудования была возвращена в Мичуринск, часть продана на КАМАЗ.
          Проектная мощность, на которую новый цех вышел в 1988 году - 12,3 млн. поршневых колец в год, что соответствует 4 млн. цилиндрокомплектов или 1 млн. автокомплектов. Из них 8.8 млн. колец идут на главный конвейер, а 3.5 млн. поступают в запчасти. Как известно, цилиндрокомплект состоит из трех колец - верхнего компрессионного, нижнего компрессионного и маслосъемного, в автокомплект же входит четыре цилиндрокомплекта. Исключение составляет "Ока", автокомплект которой состоит из трех цилиндрокомплектов (по числу цилиндров двигателя).
          Кольца изготавливаются на все модели двигателей, в том числе и для "Оки". Кроме того, технология позволяет производить кольца и на опытные варианты двигателей.

ТИПЫ КОЛЕЦ
          В настоящее время на ВАЗе выпускаются кольца следующих типоразмеров - трех номинальных 76, 79, 82 мм и на каждый номинальный по два ремонтных с ремонтным увеличением 0.4 и 0.8 мм. Это касается чугунных колец. Кроме того, выпускаются еще и стальные маслосъемные кольца, но только номинальных диаметров. Но это не предел. Возможности оборудования гораздо шире. Здесь могут выпускать кольца диаметром от 70 до 120 мм. При этом и программа может быть увеличена до 20.5 млн. колец в год.

ТОНКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
          Чем же так сильно отличаются "вазовские" кольца от "мичуринских" и "ставропольских"? "Собака зарыта" в основном в используемых материалах. При производстве "вазовских" колец используются специальные лицензионные высокопрочный и серый чугуны марок РИК-40 и РИК-20, которые по своим износостойким свойствам и ресурсу превышают используемые в Мичуринске и Ставрополе материалы.
          Огромное значение имеет и организация труда. На ВАЗе она такова, что соблюдение технологии заложено всем ходом техпроцесса, начиная от заготовки и до последней операции, и отклонение от технологии невозможно в принципе.
          Нельзя не сказать и о качестве материала. 50% годности продукции заложено в заготовке. И потому качество применяемых материалов наполовину обеспечивает успех.
          Представление же о том, что поршневое кольцо можно нарезать из трубы, абсолютно не соответствует действительности. Отливка уже изначально имеет эллиптическую форму, обеспечивающую идеальную эпюру радиальных напряжений. Обработанное по копирам кольцо создает давление на стенки цилиндра не равномерно по всему диаметру, а в форме фрукта с сочным названием "персик" - с увеличением давления в районе замка.
          Токарная обработка кольца по копиру до его разрезки с использованием "ноу-хау" позволяет создавать теоретически нужное давление на стенки цилиндра, вследствие чего кольцо на все 100% выполняет свои компрессионные функции.
          Еще один немаловажный критерий - стопроцентный контроль брака, ручной и автоматический на всем протяжении процесса изготовления колец - так называемый сплошной контроль. Каждое кольцо по нескольку раз проходит через опытные руки и зоркие глаза работниц цеха технического контроля.
          Об их квалификации говорит такой пример. Понаблюдав некоторое время за работой девушек - контролеров, я грешным делом и сам подумал, эка сложность, так-то и я смогу. Но взяв одно из стопки отбракованных колец, долго вертел и рассматривал его под разными углами, так и не сумев разглядеть брака (вот Вам и ручной контроль!). Пришлось прибегнуть к помощи все тех же контролеров. Да, подумалось мне, трудно приходится их мужьям, ведь от таких иголки в стоге сена не утаишь, не говоря уже о "заначке".
          Контролируется у кольца все, что только можно проконтролировать, и даже то, что нельзя. 100% визуальный контроль в четыре этапа: перед шлифованием, до и после хромирования и, наконец, окончательный контроль. Затем вновь 100% контроль основных параметров - высоты, тангенциального усилия, теплового зазора, радиальной толщины, наружного диаметра - на автоматах фирмы "Маркос". И после этого - выборочный ручной контроль на беспросветность в кольцевом калибре. Неустранимый брак ломается и идет в литейное производство на переплавку.
          В брак уходят даже абсолютно нормальные кольца, но с неправильно нанесенной маркировкой - оператор ошибся и проклеймил не с той стороны. Брак! Ведь маркировка несет не только признак товарности и размер. Основная ее функция для нижнего компрессионного кольца - позиционирование кольца в цилиндре; как известно, кольца ставятся маркировкой вверх.
          Еще один штрих - все без исключения кольца на конечном этапе притираются в специальных притирочных стаканах, имитирующих цилиндры двигателя. После чего маслосъемные поршневые кольца вновь подвергаются разборке - меняют пружину-расширитель и только затем поступают на следующий цикл производства. Так вот, стойкость этих стаканов такова, что их едва ли хватает на одну смену.

МАРКИРОВКА
          На каждом кольце ставится своя маркировка. На кольцах номинальных размеров (а это диаметры 76, 79, 82 мм) слева от замка клеймится слово "ВАЗ". Что касается ремонтных колец, то на них, кроме этого, справа от замка ставится ремонтное увеличение. Первый ремонт обозначается цифрой "40", второй - "80". Тут стоит заметить, что для цилиндро- поршневой группы на ВАЗе существует только два ремонтных увеличения от номинального размера - 0.4 и 0.8 мм. А потому если Вы покупаете кольца, с маркировкой ремонтного размера, скажем "70", то имейте в виду, что кольца эти не "вазовского" производства, а какой-либо артели.
          Раньше на нижних компрессионных кольцах ставили символ "ТОР", что в переводе с английского означает "верх". Знающие люди помнят, что одно время существовало даже такое понятие - "топовские" кольца, что считалось своего рода символом качества. Рассказывают, что доходило до курьезов - когда отказались от надписи на английском в пользу русского языка, то кольца с надписью "ТОР" ценились выше и считались "фирменными", не в пример "невезучим" кольцам с обозначением "ВАЗ".
          Попытка отличить подделку по шрифту - занятие неблагодарное. Маркеры расплодились в большом количестве, и по сути поддельные кольца клеймятся теми же маркерами с таким же шрифтом, что и настоящие. Отличить оригинал от подделки можно по следующим признакам. Маркировку "вазовского" кольца ставит автомат, и она расположена строго на определенном расстоянии от торца. Маркировка же, сделанная вручную, может быть на одном кольце смещена влево, на другом вправо, либо располагаться выше или ниже. И в принципе, даже по одному комплекту, легко отследить эту разницу, если таковая имеется.

МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО
          Маслосъемные кольца выпускают двух видов - хромированные и нехромированные (есть еще и третий вид - стальные, но об этом позже).
Рисунок 1           Хромированное кольцо, если смотреть на его сечение, имеет два симметричных рабочих пояска, или, как их называют изготовители колец - "домики". Наглядно это видно на рисунке 1. Хромированные кольца устанавливаются на двигатели ВАЗ-2106, ВАЗ-2108, ВАЗ-21083, ВАЗ-2121, ВАЗ-1111. Для тех автолюбителей, которые имеют желание свободно ориентироваться во всем многообразии выпускаемых на ВАЗе колец, приводим таблицу 1, показывающую наличие хромового покрытия на кольцах для разных двигателей.
          У нехромированных колец "домик" несимметричный. Эти кольца используются на двигателях ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, а также на двигателе ВАЗ-2106, отправляемом на АЗЛК. Для сравнения приведен вид мичуринского кольца с его "пошатнувшимся" (видать от давности разработки) домиком.
          Попробуем повнимательнее разглядеть пружину-расширитель. На вазовских кольцах она навита с переменным шагом - нюанс, который на сегодня невозможно подделать. Рисунок 2 Кроме того, на вазовских кольцах пружина-расширитель шлифуется по торцам и наружному диаметру, и это тоже видно (см. рис. 2). Этого опять же не делают дорогие наши производители подделок. Почему? Конечно, можно и пружину навить с переменным шагом и торцы "шлифануть", но для этого надо иметь аналогичное "вазовскому" оборудование, а это уже такие затраты! (Ведь даже на "мичуринских" и "ставропольских" кольцах пружина-расширитель имеет постоянный шаг и не шлифуется).
          Гораздо проще пойти по другому пути - попытаться воровать кольца. Но если это и получается (а режим в цеху строгий), то воруют не готовые кольца, а прошедшие лишь частичную обработку. Поэтому, покупатель, будь бдителен и смотри, что ты покупаешь. Из вариантов заготовок, продаваемых в разное время на рынке, можно уже открывать хорошую экспозицию для музея. (А что, может подумать о создании музея "подделок" вазовских деталей? По кольцам предложить можно ох как много. Да и польза от него очевидна - простой автолюбитель, прежде, чем купить на рынке нужную деталь, просмотрит экспозицию музея и уже будет в курсе всех последних достижений мастеров по изготовлению суррогата.) Тут и кольца с прорезанными дренажными окнами и канавкой под пружину- расширитель, но со сплошным профилем снаружи, без рабочих поясков - ну не успели дойти до "домика". Стоит ли говорить, что эти кольца прошли только начальную стадию обработки. Конечно, можно купить и поставить такие кольца и даже можно ехать, но вот беда - не очень далеко - через 5-10 тыс. км их нужно опять менять.
          Другая разновидность - реализация тщательно отмытых изношенных колец под видом новых. Конечно, это редкость, но было и такое. Отличить их просто. Это, во-первых, износ "домика": хром в отдельных местах стерся и при последующий фосфатации эти места становятся черными, в результате получается неравномерное покрытие с пятнами. Кроме того, пружина-расширитель может быть забита маслом. Встречаются и совсем грубые подделки - например, полное отсутствие хрома, либо напыление имеется, но не хромом.
          Зачем же хромируют маслосъемные кольца и почему кольца на двигатели ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105 не хромированные - спросите Вы. Первоначально, когда выпускались кольца только для классики, маслосъемные кольца не хромировались. Но встал вопрос по увеличению ходимости маслосъемных колец. Тогда как верхнее компрессионное кольцо, покрытое хромом, могло еще послужить, маслосъемное уже изнашивалось, приводя к повышенному расходу масла, его угару. Наиболее актуально эта проблема встала при постановке на конвейер новых моделей, особенно переднеприводных автомобилей, т.к. их двигатели имеют более высокую степень сжатия, да и сам двигатель работает в более напряженном режиме. Так появились на двигателях ВАЗ-2108, ВАЗ-21083, ВАЗ-2106, ВАЗ-2121 хромированные маслосъемные кольца. Хромирование увеличивает ходимость такого кольца приблизительно в два раза, приближая его по ресурсу к верхнему компрессионному кольцу. Хотя по другим параметрам - тепловому зазору, радиальной толщине и высоте - конструкции хромированного и нехромированного кольца совершенно аналогичны. Однако нет худа без добра. И нехромированные кольца могут Вам ой как пригодиться, но об этом чуть позже.

РАЗМЕР КОЛЬЦА No КОМПЛЕКТА ТИП КОЛЬЦА/ПОКРЫТИЕ
Верхнее компрессионное Нижнее компрессионное Маслосъемное
76 мм 2101-1000100-10 2103/хром 2101/ --- 2101/ ---
76.4 мм 2101-1000100-31 2103/хром 2101/ --- 2101/ ---
76.8 мм 2101-1000100-32 2103/хром 2101/ --- 2101/ ---
76 мм 2108-1000100-10 2103/хром 2101/ --- 2108/хром
76.4 мм 2108-1000100-31 2103/хром 2101/ --- 2108/хром
76.8 мм 2108-1000100-32 2103/хром 2101/ --- 2108/хром
79 мм 21011-1000100-10 21011/хром 21011/ --- 21011/ ---

КОМПРЕССИОННЫЕ КОЛЬЦА
          Компрессионные кольца бывают двух видов - верхние и нижние. Как уже говорилось ранее, верхнее компрессионное кольцо - это наиболее нагруженное кольцо. Изготавливается оно из высокопрочного чугуна и хромируется по наружному диаметру (все типоразмеры без исключения). Нижнее компрессионное кольцо помимо компрессионной функции выполняет еще и маслосъемную. По наружному диаметру оно выполнено в форме скребка с тем, чтобы подчищать излишки масляной пленки. Использование хромированного покрытия на наружной контактной поверхности верхнего компрессионного кольца - способ довольно распространенный, используемый многими изготовителями колец, обеспечивающий требуемую ходимость, к тому же исключающий "схватывание" колец и прижоги.
          Какие же отличия вазовских компрессионных колец? Во-первых, каждое вазовское кольцо проходит операцию зачистки торцев шкуркой, после которой получаются засветленные края, видные даже под нанесенным поверху фосфатом - более светлая полоска по краям, при этом края несколько "завалены" при обработке заусенцев шкуркой. Кроме того, отличие вазовского верхнего компрессионного кольца от мичуринского, связанное с применяемой технологией обработки - вазовское кольцо имеет снятую фаску, как видно из рисунка 3.
Рисунок 3           На мичуринском же кольце кромка острая, заметить которую, честно говоря, по неопытности очень трудно. Но после небольшой тренировки легко определить на ощупь (напрашивается аналогия с металлографией на долларе) - палец, проводя по кромке, цепляется за острый уступчик. Связано это с технологией обработки и может присутствовать либо с одной стороны (из-за смещения инструмента), либо с обеих, но присутствует обязательно. (Нельзя сказать, что это дефект - это специфика, присущая данной технологии изготовления).
СТАЛЬНОЕ МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО
          Как ни хороши были бы вазовские кольца, однако борьба за рынок заставляет искать новые решения, позволяющие увеличить КПД двигателя. Как показывает мировая практика, одним из направлений повышения КПД является уменьшение массы движущихся деталей. Это достигается снижением массы колец и уменьшением числа колец. Для решения второй задачи ведутся работы по переходу от 3-х колец к 2-м: одному компрессионному и одному маслосъемному. Но говорить об этом пока еще рано.
          Уменьшение же массы колец - задача вполне выполнимая и успешно решаемая. И ее проявление - выпуск стального маслосъемного кольца вместо чугунного вполне освоен ВАЗом и является уже реальностью. Стальные кольца сейчас используются во всем мире. Более того, прослеживается тенденция к переходу на эти кольца. Чем же они хороши? Во-первых, затраты на производство этих колец несравнимо ниже, чем чугунных. Для их производства используется лента, а потому отпадает необходимость в металлургических процессах. Готовая лента формуется, навивается в заданный диаметр и путем обкатки роликами получается требуемый профиль расширителя. Технологический процесс имеет меньшее число операций. И в итоге мы получаем кольцо с меньшей себестоимостью, чем чугунное, но с более "привлекательными" характеристиками. Во-вторых, стальное кольцо имеет меньшую массу, 9 г по сравнению с 15 г чугунного кольца, а это означает меньшие инерционные массы и, как следствие, лучшую экономичность и литровую мощность. В период относительного благополучия ВАЗ подписал контракт с той же фирмой "Рикен" на поставку оборудования под эти кольца.
          Преимуществами стального кольца является и то, что оно за счет гибкости и упругости наиболее приспособлено к работе в жестких условиях городского цикла езды и горного режима движения. За счет плотного прилегания исключается такой недостаток, как эффект всасывания, когда через маслосъемное кольцо идет подсос масла.
          Оно легко приспосабливается к изношенным и деформированным стенкам цилиндра, что особенно актуально для сильно нагруженного двигателя ВАЗ-21083.
          Недостаток же у этого кольца, который ограничивает его продвижение, один - необходимость использования высокоточной ленты (нержавейка для расширителя, углеродистая лента для дисков), к которой в состоянии поставки предъявляются очень жесткие размерные требования. В настоящее время наши производители в странах СНГ не обладают ни оборудованием, ни желанием для производства такой ленты. Поэтому стальные кольца производятся сейчас из импортной ленты, закупленной еще по контракту. Дело хотя и медленно, но сдвигается с мертвой точки. К началу производства двигателя под "десятку" должен решиться вопрос об использовании на этих двигателях стальных колец. Пока же эти кольца идут в запчасти. Ресурс такого кольца - 150-200 тыс. км по оценке специалистов фирмы "Рикен". Вид этого кольца, называемого на сленге "лапшой", представлен на фото 1.
, Фото 1           Попробуем опять же выяснить отличия, присущие вазовским стальным кольцам. Посмотрим на пружину-расширитель. На вазовских кольцах она хромируется, на мичуринских - нет. Конечно, это отличие проще увидеть, если в руках находятся кольца обоих производителей. Но даже если сравнивать не с чем, отличить можно все равно - хромированному кольцу присущ более матовый оттенок, обычная же сталь имеет металлический блеск. Отсутствие хрома на мичуринских кольцах объясняется отсутствием оборудования для выполнения этой операции.
          Еще один фактор, оказывающий негативное воздействие при выборе стального кольца - эти кольца капризны при установке, их легче деформировать, приведя тем самым в негодность. Но при наличии хорошей оправки с требуемым допуском и хорошей фаски на цилиндрах их установка не вызывает никаких проблем.

УПАКОВКА
          Упаковывают кольца там же - в цехе. Упаковка бывает двух видов. Для конвейера кольца заворачивают в "колбаски"- стопки колец обертывают парафинированной бумагой. В такой упаковке кольца не могут храниться долго. В запчасти кольца отправляются в коробочках. Одна коробка - автокомплект - содержит 4 пакетика, в каждом из которых по цилиндрокомплекту (по 3 кольца).
Фото 2           Содержимое пакетика с кольцами показано на фото 2.
          Пройдя по рынку, можно увидеть большое разнообразие в оформлении как коробочек, так и пакетиков. Стоит даже отдать должное отдельным "народным умельцам". Некоторые экземпляры упаковок выглядят гораздо привлекательнее своих "родителей". Для наглядного представления о вазовской упаковке приводим фотографию.
Фото 3

          Отметим некоторые фирменные отличия вазовской упаковки. Вазовские коробочки склеиваются точками в строго определенных местах (т.к. это делает автомат). Клеймо ОТК и сама надпись имеют тот вид, который Вы видите на фотографии, и никакой другой. Можно отметить и шрифт на целлофановом пакетике и постараться запомнить его. Он тоже такой, какой есть - ни лучше ни хуже, и ни о каком другом шрифте, будь он хоть компьютерный, не может быть и речи.

          Не может идти речи (об этом уже упоминалось) и о ремонтных размерах, отличных от 0.4 и 0.8 мм. А это встречается сплошь и рядом.
Фото 4           Между кодовым номером комплекта колец и его обозначением на упаковке должно быть однозначное соответствие, что также соблюдается далеко не всегда на "суррогатных" кольцах.
          В таблицах 1, 2 показан весь спектр колец, выпускаемых Волжским автозаводом. Первый столбец в таблицах указывает на модель двигателя. Во втором показан диаметр колец для данного модельного ряда двигателей, здесь же приведены и ремонтные размеры для чугунных поршневых колец. И третий столбец - обозначение автокомплекта поршневых колец, применяемых для любого двигателя данного модельного ряда, которое должно присутствовать на упаковке. Так, для примера, комплект колец номинального размера для двигателя ВАЗ-2103 должен иметь маркировку 2101-1000100-10.

 

Таблица 1. Чугунные поршневые кольца
 
 МОДЕЛЬ
 ДВИГАТЕЛЯ
РАЗМЕР КОЛЕЦ
НА УПАКОВКЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
КОМПЛЕКТА
 ВАЗ-2101
 ВАЗ-2103
76 мм, нормальный
76.4 мм, ремонтный
76.8 мм, ремонтный
2101-1000100-10
2101-1000100-31
2101-1000100-32
 ВАЗ-2108
 ВАЗ-21081
76 мм, нормальный
76.4 мм, ремонтный
76.8 мм, ремонтный
2108-1000100-10
2108-1000100-31
2108-1000100-32
 ВАЗ-21011
 ВАЗ-2105
79 мм, нормальный
79.4 мм, ремонтный
79.8 мм, ремонтный
21011-1000100-10
21011-1000100-31
21011-1000100-32
 ВАЗ-2106
 ВАЗ-2121
79 мм, нормальный
79.4 мм, ремонтный
79.8 мм, ремонтный
2106-1000100-10
2106-1000100-31
2106-1000100-32
 ВАЗ-21083
 ВАЗ-21213
 ВАЗ-2110
82 мм, нормальный
82.4 мм, ремонтный
82.8 мм, ремонтный
21083-1000100-10
21083-1000100-31
21083-1000100-32
 ВАЗ-1111 76 мм, нормальный
76.4 мм, ремонтный
76.8 мм, ремонтный
1111-1004029
1111-1004031
1111-1004032
 ВАЗ-11113 82 мм, нормальный
82.4 мм, ремонтный
82.8 мм, ремонтный
11113-1004029
11113-1004031
11113-1004032

Таблица 2. Поршневые кольца в комплектации
со стальным маслосъемным кольцом
 
 ДВИГАТЕЛЬ РАЗМЕР КОЛЕЦ ОБОЗНАЧЕНИЕ
АВТОКОМПЛЕКТА
 ВАЗ-2101
 ВАЗ-2103
 ВАЗ-2108
 ВАЗ-21081
76 мм, нормальный 2108-1004029
 ВАЗ-21011
 ВАЗ-2106
 ВАЗ-2121
79 мм, нормальный 2106-1004029
 ВАЗ-21083
 ВАЗ-21213
 ВАЗ-21073
82 мм, нормальный 21083-1004029
 ВАЗ-1111 76 мм, нормальный 1111-1004029-01

          Не основным, но все же сигналом для опасения стоит считать и низкую цену. В настоящее время отпускная цена на вазовские кольца составляет порядка 100 тыс. рублей за автокомплект. А потому о рыночной цене на настоящие вазовские кольца судите сами.

КОЕ-ЧТО ИЗ ПРАКТИКИ
          Теперь, зная о кольцах почти все, осветим несколько практических вопросов. Один из них - какие же кольца предпочтительнее использовать? Мичуринские кольца "стоят" в среднем 30-40 тыс. км пробега, ставропольские несколько больше, вазовские - 150-200 тыс. км. Казалось бы, ответ ясен. Однако есть одно мнение, которое бытует среди потребителей: мичуринские кольца не портят блок цилиндров, не изнашивают его стенки. Такой автолюбитель говорит: лучше я поменяю кольцо через 30 тыс. км, зато блок останется неизношенным. Что тут возразить. Да, вазовские кольца более "жесткие". Но, как неоднократно говорилось выше, они обеспечивают ходимость двигателя без расточки порядка 150-200 тыс. км при условии использования качественных масел, своевременного проведения регламентных и ремонтных работ. Не будет откровением то, что кольцо работает во взаимосвязи с поршнем, маслом и воздушным фильтром. При попадании пыли через фильтр происходит ускоренный износ верхнего компрессионного кольца, отложения в масле влияют на износ нижнего компрессионного кольца.
          Однако посчитаем: переборка двигателя при замене колец оценивается примерно в 1 млн. руб. (со снятием-установкой). А это 20-25 % от стоимости нового двигателя. Оценим, каковы будут затраты при установке мичуринских колец и их замене через каждые 30-40 тыс. км и затраты при установке вазовских колец с ресурсом 150-200 тыс. км. Ну а что касается износа, так он все равно неизбежен, если и не цилиндров, так вкладышей, и потому переборки двигателя избежать все равно не удастся. Но на то и существуют два ремонтных размера колец. А ведь при заявленном на кольца ресурсе это 450-600 тыс. км пробега - куда уж больше.
          Теперь, если Вы остановили свой выбор на вазовских кольцах (что же касается моего мнения, то для меня теперь других колец просто не существует), несколько советов от специалистов, какие же кольца предпочтительнее.
          Попробуем разобраться на конкретном примере. Допустим, Вы решили приобрести кольца для своего двигателя ВАЗ-2103. Если внимательно взглянуть на таблицы 1, 2, то можно заметить, что кольца диаметра 76 мм (а именно этот диаметр имеют цилиндры двигателя ВАЗ-2103) выпускаются трех видов (договоримся, что сейчас нас интересует только номинальный диаметр):

          Какой же комплект выбрать для своего двигателя?
          Если назрела необходимость заменить кольца (увеличился расход масла, снизилась компрессия), но растачивать цилиндры вроде как и рановато, да еще и нежелательно, то поступают следующим образом - заменяют чугунное маслосъемное кольцо на стальное, которое за счет своей адаптации лучше приспосабливается к несколько изношенным стенкам цилиндра, либо, при отсутствии оного - на нехромированное кольцо.
          Не рекомендуется заменять в данной ситуации маслосъемное кольцо на хромированное - можно оказать своему двигателю "медвежью услугу" - стенки цилиндра уже изношены, а хром прирабатывается гораздо дольше.
          Если же Вы приобретаете кольца для нового или только что расточенного двигателя, то лучшим вариантом будет использование хромированного маслосъемного кольца. И это справедливо как для переднеприводных двигателей, так и для "классики".
          Что же касается верхнего и нижнего компрессионных колец, то тут все просто - эти кольца изготавливаются на едином оборудовании и одинаковы для всех двигателей (разумеется, соответствующего диаметра).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          Попробуем собрать воедино основные отличительные признаки вазовских колец.

  1. Пружина-расширитель чугунного маслосъемного кольца имеет переменный шаг и шлифованную поверхность по наружному диаметру и торцам.
  2. Пружина-расширитель стального маслосъемного кольца хромированная имеет матовый оттенок, на шлифованных поверхностях в зоне замка имеются прижоги - припаленная синеватая поверхность.
  3. Маркировка на кольца нанесена на одном расстоянии, как по отношению к замку, так и по высоте.
  4. Отсутствие острой кромки и заусенцев на верхнем компрессионном кольце.
  5. Притирка нижнего компрессионного кольца - как результат, под слоем фосфата более светлая полоска по наружному диаметру кольца шириной от 0.2 до 0.7 мм с ее утолщением в районе замка до 1.5 мм.

 
В. Семаков          


Редакция благодарит специалистов цеха по производству поршневых колец
МСП АО "АвтоВАЗ" за помощь, оказанную при подготовке материала.

Вопросы и предложения присылайте по адресу cena@infopac.ru


Copyright © 1997 Web-страница коммерческого еженедельника "Цена-АВТО", г.Тольятти


Авто | Архив "Виртуального автоклуба" | Виртуальный Автоклуб