Choose Cyrillic Charset (kodirovka)

 
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ВНЕДОРОЖНИКОВ

 
Часть 2. Развитие

 
НОВОЕ АМПЛУА ВНЕДОРОЖНИКОВ

          Итак, джипы появились и в других странах. Автомобили с высокой живучестью и проходимостью стали пользоваться популярностью в хозяйстве. При этом, естественно, на них пришлось ездить и по твердым дорогах.

          Вот тут и выяснилось, что внедорожники по комфортабельности очень далеки от своих более старших родственников - легковых автомобилей. Во время вылазок на природу это еще можно было терпеть. А как быть тем, для кого джип единственное (по дорожным условиям) средство передвижения?

Рисунок 1

          Основным направлением "роста" утилитарных первое время полноприводников было повышение комфортабельности. Большим шагом вперед в этом плане был переход на жесткие закрытые кузова. При этом практически на всех внедорожниках в качестве силового элемента осталась мощная рама (рис. 1). Ведь при движении на бездорожье джип испытывает очень серьезные нагрузки. Кстати, именно рама позволяет без особых проблем выпускать открытый вариант кузова. Но несмотря на все попытки приблизить внедорожник по комфорту к легковому автомобилю, главным свойством у джипа так и осталось проходимость.

БЛИЖЕ К ЛЕГКОВЫМ

          Итак, "движением" в сторону легковых автомобилей было развитие комфортабельности и вместительности.

Одно из следующих решений - повышение длины автомобиля. Оно увеличивало количество мест и количество дверей, что, в свою очередь, обеспечивало более удобный вход-выход для задних пассажиров, и увеличивало размеры багажника. К тому же улучшалась плавность хода внедорожника по сравнению с коротким вариантом. Правда, удлиненный джип терял "часть" геометрической проходимости за счет увеличения угла рампы. Но это была вынужденная плата за приобретенное.

И из течения, определенного более вместительной и комфортабельной модификацией внедорожника, выделилось отдельное направление. В итоге даже появился термин "шоссейный" джип (его можно отнести к потеснившимся в сторону легкового автомобиля), который фиксировал его отличие от так называемого, "жесткого" внедорожника. Между прочим, некоторые модификации внедорожников, несмотря на увеличенную, по сравнению с коротким джипом, базу, сохранили неординарную проходимость (Land Rover Discovery и Defender 110, Range Rover и Mercedes G Long).

Тем не менее Toyota включила в гамму своих джипов вместительные (имеющие пять и более мест) пятидверные "шоссейные" внедорожники (Toyota 4-Runner и Land Cruiser серии 80), которые по внешнему виду значительно отличались от своих собратьев.
Рисунок 2 Это направление было подхвачено и продолжено уже гаммами коротких и длинных полноприводников - "пляжными" автомобилями Suzuki Vitara (рис. 2)
Рисунок 3 и "авто для активного отдыха" Opel Frontera (рис. 3)
Рисунок 4 и Toyota Fun Cruiser RAV-4 (рис. 4).
 

ПОДКЛЮЧАЕМЫЙ ИЛИ ОТКЛЮЧАЕМЫЙ?

          Другая "часть" пути сближения джипов с легковушками - снижение уровня шумов и вибраций, расхода топлива и приближение скоростных характеристик внедорожника к легковому автомобилю с "моноприводом". Для этого была создана конструкция, предусматривающая возможность отключения ступиц передних колес (отсоединение колес от полуосей). Ведь незачем проворачивать передний мост, если он не передает тяговое усилие. Автомобиль на шоссе при отключенном полном приводе должен был вести себя, как обычная легковушка (рис. 5).

Рисунок 5

          И здесь появилось два варианта, два направления, две концепции. Первый вариант - подключаемый полный привод, это был шаг в "легковую" сторону. Второй вариант - отключаемый полный привод, который как бы делал автомобиль по своему назначению "более" внедорожным.
          Яркий пример тому - Jeep Cherokee с двумя вариантами трансмиссий. Command Trac - с подключаемой передней осью (в первую очередь дорожный "моноприводник") и Selec Trac - с отключаемой передней осью (в первую очередь внедорожник). И хотя внешне эти полноприводники абсолютно одинаковы, они различаются концептуально. К слову, на Grand Cherokee применяется еще один вариант трансмиссии - Quadra Trac - постоянный (неотключаемый) полный привод.

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛНОПРИВОДНИКОВ...

Рисунок 6

          В 1972 году японская фирма Subaru открыла новое, направление полноприводников. Первым представителем его был совершенно легковой с виду автомобиль Subaru Leone 4WD (рис. 6). Его особенность заключалась в том, что он имел подключаемую дополнительно ведущую ось. Это был комфортабельный легковой автомобиль со "слегка вездеходными" возможностями. При включении полного привода он мог уверенно двигаться по заснеженной или грязной дороге, подняться на небольшой скользкий подъем. Конечно, он не мог двигаться по глубоким колеям и бездорожью, преодолевать крутые подъемы. Но тем не менее, легковой автомобиль "шагнул" навстречу джипам.

          Это было новое направление, как бы расположившееся между обычными легковыми автомобилями и внедорожниками. Для того, чтобы разделить эти два "полноприводных" направления - новое, "дорожное" и старое, "внедорожное", предлагается ввести два кратких названия. Легковые полноприводники будем называть "4WD" (по его отличительной "маркировке", примененной в названии Subaru Leone - "4 Wheel Drive" - 4 ведущих колеса). А внедорожники или джипы будем условно называть "4х4".

... И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

          Итак, направление "4WD", которое можно кратко охарактеризовать, как "автомобили с повышенной реализуемой тягой", было подхвачено не только японцами (Toyota Tercel 4WD, Mitsubishi Space Wagon Allrad). К нему быстро подключились немцы (Audi Quattro, Volkswagen Golf Syncro), итальянцы (Alfa Romeo 33, Lancia Delta) и американцы (Eagle AMC).

И, несмотря на то, что изначальная задача применения полного привода здесь была такая же, как и у внедорожников - повышение реализуемого тягового усилия на колесах, почти сразу проявилась еще одна его особенность - улучшение управляемости и устойчивости на дорогах с недостаточным коэффициентом сцепления. Правда, выяснилось, что в этом случае связь между осями не должна быть "жесткой". Но об этом чуть позже.

Буквально сразу после своего рождения направление "4WD" разделилось на две составляющие. Их можно, опять же условно, назвать "4WD country" и "4WD sport".

Рисунок 7

          Направление "country" (деревня) определялось полноприводными модификациями серийных легковых автомобилей. В концепции этих машин присутствует понятие проходимости, правда оно имеет не такую значимость, как у джипов, и стоит в ряду свойств после комфортабельности. Эти автомобили имеют возможность двигаться по плохим дорогам, если там не проложены колеи, и даже могут взбираться на небольшие песчаные или сырые травянистые подъемы, которые их "моноприводным" аналогам преодолеть не под силу. Первые из этих машин имели подключаемый полный привод и даже демультипликатор, хотя по "геометрии" значительно отличались от внедорожников и имели, как правило, несущий кузов.

Рисунок 8

          А вот направление "sport" несколько отличается от предыдущего и призвано улучшить управляемость и устойчивость автомобиля, в первую очередь на дорогах с низким коэффициентом сцепления. Это направление развивалось благодаря спортсменам, а сегодня нашло свое отражение и в неспортивной продукции. Такого рода автомобили рассчитаны, в основном на ровные, пусть скользкие дороги с небольшими подъемами.

          Два полноприводных автомобиля Volkswagen Golf - исполнения "country" и "syncro" - характерный пример разделения направления 4WD на две составляющие - "country" и "sport" (рис. 7 и 8).

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ - "4WD" и "4х4"

Рисунок 9

          Итак, давайте выделим из сказанного два направления - "4х4" (джипы или внедорожники) и как бы промежуточное между ним и обычными легковыми автомобилями - "4WD" (полноприводные легковые автомобили). Причем "4WD country" по своей концепции явно расположилось ближе к джипам, чем "4WD sport". Однако джипы старались, как мы уже упоминали, подтянуть свою комфортабельность до уровня легковых автомобилей, а "4WD country" стремились "дотянуться" до внедорожников по проходимости. И далее, по мере развития, эти два направления стали сближаться и, казалось бы, должны были соединиться. По сути, таким автомобилем (симбиозом кофмортабельного легкового автомобиля и "заядлого" внедорожника) был объявлен английский Range Rover (рис. 9).

Но здесь и проявились различия в концепциях, которые и удерживают разницу в направлениях "4WD" и "4х4".

Принципы "4WD" - никаких внешних отличий от обычного легкового автомобиля (зачем выделяться из толпы ?) и никаких дополнительных операционных действий водителя для реализации "полноприводных" качеств автомобиля. Первые такие машины имели, как правило, два дополнительных рычага: управление полным приводом и демультипликатором - все в точности, как у джипа. Сегодня же от демультипликатора почти все отказались (зачем такой машине тяга для преодоления тридцатиградусного подьема и лишний вес?), так как для возможности подняться на небольшие подъемы оказалось достаточно "короткой" 1-ой передачи и увеличенной главной пары. Чтобы обеспечить потяжелевшей (по сравнению с "моноприводным" вариантом) машине достаточную динамику, применяют более короткие 2-ю и 3-ю передачи. А распространение вязкостных муфт и самоблокирующихся дифференциалов позволило применять постоянный полный привод и отказаться от рычагов или кнопок управления им. При управлении таким автомобилем не требуются специальные навыки. О полном приводе заботится автоматика, а передачи в любых условиях включаем, как обычно. С такой машиной справится даже бабушка, мало-мальски умеющая управлять обычным легковым автомобилем.

Принципы "4х4" - дело совсем иное. Это и категоричное выражение вездеходных возможностей автомобиля в его внешнем виде и в интерьере, и специальные рычаги по мобилизации дополнительных возможностей трансмиссии с обязательной контрольной индикацией - для вселения уверенности в водителя о возросших при этом возможностях джипа. У водителя должна возникнуть уверенность в преодолении препятствия, иначе он не решится на это. При этом для достижения максимальной "отдачи" внедорожника одной только уверенности водителя недостаточно. Потребуются не только специальные навыки, но и определенный уровень квалификации водителя (достигается специальным обучением).

Таким образом, характерные отличия джипа не только в хорошей "геометрии" и наличии демультипликатора. Это и его своеобразный экстерьер (да и интерьер) - ведь внедорожник должен своим видом раскрывать свои возможности.

И ЕЩЕ ОДНА КАТЕГОРИЯ

          Однако, психологи выделили и еще один круг пользователей внедорожников. Это категория людей, которая на своих, даже самых крутых, джипах никогда не съезжала и не собирается съезжать с твердых дорог. Это даже не те люди, которых в первую очередь интересует тяга, причем на твердых дорогах - этим джип нужен для того, чтобы таскать тяжелые прицепы, транспортировать яхты и катера.

Одно только название "джип" (или "внедорожник") уже говорит о том, что этот автомобиль использует шоссейные дороги разве что для того, чтобы добраться до мест своего обитания. Он знает на деле, а не по картинкам из рекламы сигарет, как преодолеть болото или скалистый подъем. И вот мы встречаем его на центральной улице большого города и, конечно, удивляемся - что он тут забыл? Этот вопрос заслуживает внимательного рассмотрения, так как сегодняшний бум в сфере джипов не может быть объяснен только тем, что их покупают охотники, фермеры или строители в силу особенностей своей профессии - число владельцев джипов сегодня намного больше.

Рисунок 10

          Давайте попытаемся понять категорию этих "асфальтовых" джиперов. Итак, только одна посадка уже вызывает чувство, что ты отличаешься от водителя обычных легковых машин. Гораздо лучший обзор вперед и по сторонам, да еще сверху вниз, сам по себе вселяет достаточную уверенность (рис. 10). Можно в буквальном смысле возвыситься над суетой городского движения и чувствовать себя в джипе достаточно спокойно, извлекая при этом еще и непосредственную выгоду из того факта, что немногие рискнут связываться с мускулистым дюжим внедорожником.

Да, провезти бы противников джипов в хороший ливень по затопленным улицам. Или, видя препятствие на дороге, просто объехать его по травянистому откосу. Но, впрочем, все может быть гораздо проще. Зима все равно наступит, и все скептики, сгорая от зависти, воочию убедятся, каким выгодным приобретением является автомобиль с "тракторными" шинами, полным приводом, блокировкой дифференциалов, понижающей передачей и большим дорожным просветом.

И лишь один мотив почти никогда не проявляется явно в непосредственной беседе, так как мало кто способен признаться в этом открыто. Это возможность с помощью автомобиля продемонстрировать свой жизненный стиль. Некоторым не хочется тратить деньги на то, чтобы высокой ценой и престижной моделью утвердиться среди автомобилистов, и они ищут другие пути для самовыражения. Джип для этого весьма пригоден. Владелец его, как правило, придерживается принципа - "вы узнаете меня по моему автомобилю".

Вот вам и еще одна сторона направления "4х4".

РЕЗЮМЕ

          Итак, мы выделили два "полноприводных" направления - "4WD" и "4x4", и зафиксировали различия между ними. Различия в назначении и концепции, во внешнем виде и в конструктивных особенностях легковых и "шоссейных" полноприводников с одной стороны и внедорожников с другой стороны.

Сближение их вроде бы и происходит, но не путем "слияния", а, наоборот, путем дробления и персонализации двух направлений полного привода - "4WD" и "4х4".

И навряд ли наступит время, когда они соединятся.

 
Миша          

Декабрь, 1997 г.


Вопросы и предложения присылайте по адресу cena@infopac.ru


Copyright © 1997 Web-страница коммерческого еженедельника "Цена-АВТО", г.Тольятти


Авто | Архив "Виртуального автоклуба" | Виртуальный Автоклуб