Choose Cyrillic Charset (kodirovka)

 
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ВНЕДОРОЖНИКОВ

 
Часть 1. Рождение джипа

          История полноприводных легковых автомобилей, на первый взгляд, началась с известного американского внедорожника Jeep. Ведь большинство людей, если речь заходит о первом полноприводнике, вспоминает именно об этом автомобиле. Однако, история создания легкого военного внедорожника начинается с малоизвестного автомобиля Bantam.

РАНЬШЕ БЫЛА ВОЙНА

          Пожалуй, можно с высокой степенью достоверности сказать, что толчком для создания джипа -- легкового утилитарного автомобиля повышенной проходимости, послужила вторая мировая война. Ведь в Америке работы по созданию армейского вездехода начались через полгода после ее начала.

          В июне сорокового года капитулировала Франция и англо-французская коалиция перестала существовать. Британский экспедиционный корпус, оставив вооружение, с трудом эвакуировался на острова. Над Англией нависла смертельная опасность нацистского вторжения. А разработка проекта директивы N32 и других германских военных документов свидетельствовала, что вслед за "решением английской проблемы" и разгромом СССР захватчики намеревались "устранить влияние англосаксов" и на Американском континенте...

          Скорее всего, американскому командованию стало ясно, что Штатам не избежать этого конфликта, и надо начинать готовиться к нему.

ЗАМЕНИТЕЛЬ ЛОШАДЕЙ И МУЛОВ

          В это время кроме легкового американского полноприводника "Мармон-Херрингтон", был известно несколько моделей легковых автомобилей с колесной формулой 4х4, выпускавшихся мелкими сериями. Это японский "Куроган" (1935 г.), немецкий "средний внедорожный" автомобиль "Хорьх-91" (1937 г.), и русский М-61 на базе "Эмки" (1939 г.). Но это были легковые командирские машины.

          А в американской армии активизировалась работа по созданию несколько необычного небольшого полноприводного автомобиля. Да, именно Army Utility Technical Committee -- техническому комитету армии США и принадлежит идея создания небольшого полноприводного автомобиля, способного заменить лошадей и мулов. По его инициативе были сформированы технические требования на такой автомобиль. Разработка их велась инженерами Робертом Брауном и Гарольдом Кристом совместно с двумя фирмами -- American Bantam, небольшой автомобильной фирмой, и Spicer Manufacturing, изготовителем ведущих мостов для грузовиков.

          Среди выставленных требований на автомобиль: база 80 дюймов (около 2030 мм), колеи по 47 дюймов (около 1200 мм), дорожный просвет 9 дюймов (220 мм), снаряженная масса не выше 1300 фунтов (590 кг), при этом полезная нагрузка должна быть не меньше 600 фунтов (272 кг), а центр масс должен располагаться между передними сиденьями. Мощность двигателя около 40 л.с., крутящий момент - 115 Нм. И, естественно, полный привод. К "цифровому описанию" был приложен эскиз автомобиля.

          Но это был только первый шаг. Теперь требовалось изготовить и испытать то, что получилось. И в июне 1940 года комитет рассылает запрос о возможности изготовления 70-ти опытных образцов в 135 фирм - как изготовителей автомобилей, так и комплектующих. А поскольку внешние условия поджимали, то и сроки были выставлены очень жесткие. На "все про все" армия предлагала 75 дней. Причем первый образец должен появиться через семь недель, затем, в течение еще 4-х - остальные 69 машин.

КТО ВОЗЬМЕТСЯ?

          "Клюнули" на эти немыслимые условия лишь две фирмы. Это Bantam, принимавший участие в составлении технических требований, и вначале надеющийся выйти из положения с помощью модернизации уже имеющейся у него конструкции. Надо сразу сказать, что этот номер не прошел, пришлось разрабатывать новую конструкцию. Вторая фирма -- Willys Overland, бралась изготовить за предложенные на все 75 дней только первый образец, и была отвергнута. Заказ армия отдала Bantam, правда с условием зачисления в штат и привлечения к работе талантливого инженера Карла Пробста. Именно с его помощью и оказался готовым к назначенному сроку, 23 сентября 1940 года, первый образец утилитарного полноприводного автомобиля Bantam-1.

          Результат превзошел все ожидания. Несмотря на то, что автомобиль был на 500 фунтов тяжелее, чем требовалось (его масса составила 1800 фунтов), он выполнял все, что требовали от него военные заказчики: уверенно двигался по грунтовым дорогам и без них, успешно преодолевал грязное бездорожье и влезал на крутые склоны. И в итоге одолел "первый этап" испытаний длиною в 3600 миль. Автомобиль повышенной проходимости, который можно было использовать и в качестве небольшого тягача для маленькой пушки, и как командно-разведывательный, получился! Мало того, два-три человека могли вытащить его в случае застревания. И Bantam получила добро на изготовление еще семидесяти автомобилей для проведения дополнительных испытаний.

          Но тем не менее было ясно, что маленькая фирма Bantam не способна выпускать такие машины в достаточных для армии количествах. Под нажимом военных к работе по созданию легкого вездехода были подключены солидные фирмы Willys и Ford, и надо сказать, не безуспешно. В ноябре они выдали свои первые образцы - сначала Willys Guad (Четверть) и чуть позже Ford Pygmy (Пигмей). А Bantam представила к этому времени уже слегка модернизированный вариант.

          Каждый из трех автомобилей, внешне очень похожих, имел свое название и свои конструктивные особенности. Доработанный Bantam-2 имел слабоватый моторчик мощностью 48 лошадиных сил, но надежные "спайсеровские" мосты. У Willys, по внешнему виду практически неотличимого от Bantam, был более мощный, 60-сильный двигатель, ставший впоследствии основным силовым агрегатов для всех Jeep, и не очень надежные мосты. На Ford вообще стоял 40-сильный мотор от трактора "Фордзон", так как другого у него не было. Но все три автомобиля имели превышение массы против значения, требуемого армией. Тем не менее, все машины прошли "второй этап" испытаний - теперь уже 8 тыс. миль бездорожья.

ПРОИЗВОДСТВО

          В конце 1940 года после проведения сравнительных испытаний армия сделала дополнительный заказ во все три фирмы -- уже по 1500 автомобилей. По сегодняшним меркам это можно назвать опытно-промышленной партией. Фирма Bantam смогла мгновенно, в конце декабря, приступить к выполнению заказа. На производство был поставлен уже следующий вариант внедорожника - Bantam-4 BRC. Он, в отличие от предыдущих вариантов, имел не скругленную, а более простую, плоскую облицовку радиатора.

          Ford смог начать выпуск партии в 1500 машин только в конце зимы. Это был уже доработанный автомобиль, имя Guad было заменено на аббревиатуру GP (от английского general perpouse - общего назначения) и теперь он назывался Ford GP.

          А вот выпуск опытной партии доработанной модели Willys, которая теперь уже имела индекс MA, начался только в начале июня 1941. Но тем не менее, параллельно велись работы по ее усовершенствованию. Третий вариант доработанного Willys появился только в ноябре. И хотя он имел индекс MB, но почти во всем повторял модель MA. Внешне его можно было отличить по фарам, перекочевавшим с крыльев на облицовку радиатора.

          Bantam, выполнив полуторатысячный заказ, продолжила выпуск машин, но не смогла осилить более 30 штук в день. Военных это не устраивало и фирма вынуждена была перейти на выпуск армейских одноосных прицепов.

          На серийное производство в декабре 1941 года был поставлен Willys MB - его стали выпускать по 75 машин в день. А с начала 1942 года начался выпуск этого же автомобиля в таком же количестве и на заводе Ford.

          Большинство "бантамовских" машин было отправлено в Советский Союз - первые из них появились там осенью 1941 года. Легенда гласит, что русские, получив приличную партию автомобилей Bantam, начали выдавать их за свое изобретение. Именно поэтому Willys и Ford стали "клеймить" свои машины первой партии (25.000 штук), ставя соответствующие надписи на задке. Но с началом массовых поставок эти обозначения были отменены, правда Ford с этим не согласился и продолжал метить многие детали своим знаменитым клеймом "F".

          В итоге "расклад" в выпуске джипа за время войны выглядел таким образом: чуть больше 659 тыс. автомобилей Willys MB и Ford, и всего лишь около 3 тысяч Bantam-4 BRC.

КАК ЖЕ ЕГО НАЗЫВАТЬ?

          Свое знаменитое название Jeep получил благодаря любви американских военных к сокращениям, согласно произношению официальной аббревиатуры GP (General Purpose - "общего назначения, многоцелевой"). Зафиксировано даже время "объявления" этого названия. В марте 1941 года на одной из армейских презентаций, журналистка газеты Washington Daily News, Кэтрин Хиллер, на свой вопрос - как же все-таки его называть? - получила ответ, - "Называйте его Jeep!"

          И вскоре название, получившееся из произношения технического сокращения, стало известно всему миру. Мало того, со временем оно превратилось в имя нарицательное, стало новым термином, названием концепции внедорожного автомобиля.

          А самому Jeep пришлось пройти испытание войной.

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

          Но прошло время, закончилась война. Американская промышленность повернула на гражданские рельсы. Ford в октябре 1945 года прекратил выпуск джипов (к выпуску внедорожников он вернулся много позже). Но фирма Willys Overland в лице ее нового исполнительного менеджера Джеймса Моней приняла грандиозное историческое решение - продолжать выпуск джипов вместо того, чтобы производить легковые машины, разработанные еще до войны. Так и появился первый "гражданский" внедорожник.

          И чтобы никто ничего не напутал, непричастность этой машины к военным была даже зафиксирована в его названии - Jeep CJ2A, где буквы CJ означали Civilian Jeep - "гражданский джип" (кстати, эти буквы применяются в маркировке Jeep до сих пор). Машину облагородили, чуть-чуть подправили в мелочах. Самое заметное изменение, по которому можно отличить гражданский Jeep от военного - запасное колесо на правой боковине, перенесенное с панели задка. Кроме того, задний борт стал открываться. Скучный военный цвет хаки был вытеснен яркими, легкими - бежевым, желтым, красным, синим и зеленым. Со временем появился вариант с жестким верхом и боковыми дверями взамен примитивного армейского тента.

          Бешеный успех Universal Jeep CJ2A превзошел все ожидания. Машина пользовалась все возрастающей популярностью. Ведь ее можно было использовать и для активного отдыха - поездок на охоту, рыбную ловлю, да и просто на природу, и для работы - ей пользовались фермеры, врачи и все, кому по роду работы было необходимо транспортное средство, способное двигаться вне дорог. С 1945 по 1949 год фирмой Willys было изготовлено и продано почти 100.000 джипов CJ2A. Демобилизованный полноприводник снял с себя военную форму и ворвался в гражданскую жизнь, не снижая скорости.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

          Автомобили подобного типа стали появляться и в других странах. Причем все они имели короткую базу и малую длину, открытый кузов с легким тентом и весьма примитивными сиденьями.

          Первыми оказались русские. Уже в 1941 году в СССР было создано два варианта "советского бантама". Это были НАТИ-АР и ГАЗ-64. Предпочтительней оказалась горьковская конструкция, она и пошла в производство. Правда, ГАЗ-64 был выпущен только в количестве 686 штук, и уже в 1942 году его сменил ГАЗ-67.

          Японская Toyota еще во время войны, в 1942 году, сделала внедорожник, очень похожий на Jeep, но до производства дело не дошло. Выпуск джипов начался с модели Land Cruiser BJ только в 1951 году.

          В 1949 г. англичане выпустили первый Land Rover 1. Не отставали и итальянцы - FIAT и Alfa Romeo тоже начали выпускать джипы.

          Ну, а фирма Willys Overland продолжала выпускать становившийся все более популярным CJ, понемногу совершенствуя его. В дальнейшем его производство перешло к фирме Kaiser Jeep, а затем к сегодняшнему производителю - American Motor Company.

Продолжение следует...

Подготовлено с использованием материалов периодических изданий СССР и Германии 1976-92 гг.
Рисунки 1, 3, - М. Пономарева

Иллюстрации

Bantam-4 BRC 1. Первый утилитарный внедорожник - Bantam-4 BRC.
Willys MB 2. Командно-разведывательный полноприводный автомобиль Willys MB, открывший дорогу легендарному автомобилю со знаменитым названием Jeep. Оранжевые подфарники на восстановленном автомобиле - издержки современных правил дорожного движения.
НАТИ-АР 3. Результаты работы по созданию аналога американского джипа -"советского бантама": НАТИ-АР (конструктор А. Андронов).
ГАЗ-67 4. Надпись под этим снимком, опубликованном в немецком Motor-Jahr-83 говорит о том, что перед нами восстановленный Форд. Однако мы склонны думать, что перед нами ГАЗ-67, преемник ГАЗ-64.
AK-10 5. Появившийся у фирмы Toyota в 1942 году первый вариант японского джипа AK-10 с мостами от грузовика сразу же "канул в лету".
Toyota BJ 6. И только в 1951 году появилась Toyota BJ, которая положила начало известным сегодня джипам Land Cruiser.
ФИАТ-Компаньола 7. Первый итальянский джип ФИАТ-Компаньола.
Jeep Wrangler 8. Так выглядит сегодняшний Jeep Wrangler.

 
Миша          


Вопросы и предложения присылайте по адресу cena@infopac.ru


Copyright © 1997 Web-страница коммерческого еженедельника "Цена-АВТО", г.Тольятти


Авто | Архив "Виртуального автоклуба" | Виртуальный Автоклуб