Спонсор показа - PARKING.RU - все услуги хостинга и аренда приложений auto | win | koi | mac

Антон Самохвалов

АМОРТИЗАТОРЫ

last updated 28.03.2002


Shock AbsorbersДанная статья была впервые опубликована на auto.msk.ru где-то в апреле 1997 года и являлась попыткой ответить на множественные вопросы - какую марку амортизаторов выбрать, что лучше газ/масло и пр. С тех пор много воды утекло, амортизаторов поменяно ;-), но баталии по поводу что лучше, особенно между продавцами, по-прежнему остры. Итак то, что вы прочтете ниже это несколько обновленная версия все той же статьий от 1997 года.

Хочу лишь отметить, что все написанное ниже является личным мнением автора. Ни статья целиком, ни ее фрагмент не могут быть использованы как прямое руководство к действию. В общем, Read and use at your own risk.

Если вы хотите разместить ссылку на эту статью - всегда пожалуйста. Если хотите ее разместить на своем сайте - аналогично, но не забудьте указать автора. т.е. меня.

Еще один немаловажный дисклеймер - автор уже 4 года не работает в автобизнесе (где я работаю - понятно из адреса) и не имеет ни малейшей выгоды (кроме собственного геморроя ;-)) от данной публикации.

Вперед!

Амортизаторы по своей конструкции бывают (см. картинку):

  1. двутрубные гидравлические
  2. однотрубные газогидравлические с газом высокого давления
  3. двутрубные газогидравлические с газом низкого давления
А - воздух под атмосферным давлением
Б - газ
В - масло

Разница между 1 и 3 в том, что у вторых пространство между цилиндрами заполнено газом под относительно небольшим давлением.

Зачем газ? - в принципе, конструкция 2 имеет большое сопротивление к вспениванию, что позволяет получить довольно стабильные характеристики во всем диапазоне температур и ходов подвески. Но ....

Применительно к эксплуатации, а именно к режимам работы подвески на реальной дороге, эта стабильность не всегда необходима. Для комфорта, управляемости, Roadholding важны бывают переходные режимы, где, например, чистая гидравлика, вспениваясь, обеспечит амортизатору необходимую жесткость и характеристики в этом режиме . Поэтому когда стоит вопрос: газ или гидравлика - вопрос некорректен. Все зависит от того, что предлагает та, или иная фирма для конкретного автомобиля, и чем она это объясняет.
На самом деле неважно какой амортизатор по конструкции, важен производитель, его репутация и качество продукции. А уж эти компоненты определяют и цену, и долговечность амортизаторов, и ощущения от езды.

Например, кажется благоразумным подход KONI, выпускающих две серии амортизаторов: KONI Sport и KONI Special - клиента не должно волновать, какая у него конструкция амортизаторов газ/гидравлика ему предлагается на выбор: для комфортной езды Special, для активной Sport. Причем в обоих сериях встречаются все три конструктивных схемы. Хотя однотрубники больше используются на внедорожниках и тяжелых машинах. Bilstein Sport делает только газ, и различаются амортизаторы только областью применения. Boge/SACHS (уже один концерн) несколько по другому подошел к разделению типов, который максимально соответствует заблуждениям покупателей: гидравлика для комфортной езды, и разный по жесткости газ, (pro, turbo) для соответствующих водительских характеров.

Личный Хит-парад амортизаторов для дорожного применения

(для чисто спорта - по-другому. т.к. здесь все уже зависит от амбиций и цен)

Хочу также отметить, что амортизаторы, стоящие в серии на довольно массовых машинах, составляют несколько другой сектор рынка. Как правило, амортизаторы Bilstein в серии на BMW являются чисто гидравлическими и имеют меньшую ходимость, чем Bilstein Sport, на нее же.
Очень большое влияние на ходимость амортизаторов влияет манера вождения и эксплуатации автомобиля. Все указаные пробеги - пробеги "активных" водителей, тщательно следящих за состоянием своего авто.
При желании любой амортизатор можно укатать за 2..75 ткм - было бы желание В-)

1-2 KONI и Bilstein

Сразу оговорюсь почему эти фирмы поделили 1-2 места: у одних лучше амортизаторы на одни автомобили, у других на другие. Если в разговоре с представителями упоминаешь прочую фирму (Monroe, Boge, Kayaba) - брезгливо морщатся (эти нам не конкуренты), при упоминании кого-то из них (KONI or Bilstein), напрягаются, говорят, что да, мол, неплохие амортизаторы, но их получше будут.

Амортизаторы эти самые дорогие. Но и качество на высоте (умирают, как правило, вместе с автомобилем).

Подход к производству:

3 BOGE

Немецкая фирма, производящая амортизаторы на конвейер многих немецких заводов AUDI, VW, BMW, VOLVO, AlfaRromeo. сейчас принадлежит SACHSу. Добротные амортизаторы, не более того.

Принцип производства: сделать, пусть будут. Они дешевые, но характеристики подвески иномарок они меняют не особо заметно, кроме, пожалуй, "дубовой" серии TURBOGAS
Выпускаются:

4 SACHS

Чуть похуже чем BOGE, еще дешевле, еще менее надежны.

Подход - унификация, дешивизна. На "Ниву" и "Классику" один и тот же амортизатор по каталогу - непорядок... (Например, у KONI и Bilstein амортизаторы разные не только по номерам, но и по конструкции, и по жесткости, что, в принципе, правильно - ведь одна машина дорожная, а вторая джип).

Поставщик: SAAB, VW, BMW, Audi, Volvo.

Выпускаются:

  • SACHS Touring (газ низкого давления)
  • SACHS ????(не помню как называется) гидравлика
  • SACHS Sporting Set - для любителей активной езды, довольно дешевый комплект пружин с амортизаторами.
  • SACHS ??????? (Violet) Фиолетового цвета - для спортивного применения.
  • 5 KYB, Tokico

    Японские дешевые амортизаторы. в серии на всех японках. Довольно надежные (хотя качество - как датчик случайных чисел - где по 300 тысяч ходят, а где в течение месяца кончаются) особенно слаб шток - при попадании на него московской солевой каши ржавеет в течение недели. Характеристики у них, с точки зрения fun-to-drive тоже довольно посредственные. Хотя, честно признаюсь, на ULTRA SR пока ездить не приходилось.
    Выпускаются 4 типа амортизаторов.
  • Premium, масляные амортизаторы, голубой цвет;
  • Super, двухтубные газовые амортизаторы, красно-оранжевый цвет;
  • Gas-A-Just, однотубные газовые амортизаторы, белый цвет и красный текст;
  • Ultra SR, спортивные газовые амортизаторы, золотистый металлик.


  • Очень мне понравилось их решение для Лексуса - комбинация однотрубного и двутрубного амортизаторов в одном. Правда я не знаю чья это была идея: Toyota или KYB.

    6 MONROE

    Подход один - aftermarket. Кончился амортизатор, пошел купил дешево и сердито. Надежность в среднем как в рекламе - 20000 км.

    Производятся Monroe:

    Хочу отметить прорыв Монро на рынок поставщиков оригинальных амортизаторов: с 1996 года компания поставляет амортизаторы для некоторых автопроизводителей: VAG, Volvo и даже PORSCHE. А также их постепенные шаги в направлении рынка "Элитных амортизаторов".

    При установке всех этих амортизаторов в подвеску советских авто, разница чувствуется по сравнению со стандартом всегда. А с иномарками по-другому.

    5 и 6 понимающим людям обычно не нравятся. 3 и 4 так себе, а от 1 и 2 только положительные эмоции.

    Мои мнения, кстати, сильно совпадают с мнением немцев, которые являются основными потребителями "амортизаторной продукции" (70% продаж от общего сбыта). Но предпочитают они ставить все это хозяйство (как, впрочем, и диски с резиной) на новые авто, чтобы погонять от души. Поэтому на Монро там почти никто не ездит, а в основном попадаются KONI, Bilstein, плюс комбинации из этих амортизаторов с пружинами Eibach, H&R, просто комплекты подвески

    Естественно, возникает вопрос о целесообразности установки тех или иных амортизаторов - но это все вопрос денег.

    Если авто - умирающая иномарка, которой елозить не долго осталось, то на нее KONI и Bilstein Sport ставить явно нецелесообразно, хотя энтузиасты попадаются. Если машина только куплена и человек предпочитает не возиться с амортизаторами в дальнейшем, получать удовольствие от езды, то тут явно надо обратить внимание на позиции 1 и 2 хит-парада.

    Основные причины выхода из строя амортизаторов.

    1 Неверная установка. Сплошь и рядом. Забывают затянуть гайку, ставят съемные чашки вверх ногами, забывают пыльники, хватаются за шток пассатижами, и т.д.

    2 Разбитые в дым или отсутствующие пыльники/отбойники - ржавеет/задирается шток и, как следствие, кончается сальник

    3 Усталость сальника (хотя слышал от одного механика - его Bilstein, привезенный еще в застойные времена пережил 3 машины (!!!!) и до сих пор служит.

    4 Пробой (когда рычаги в узел)

    5 Износ клапанной системы (не течет, на руках сопротивление есть, а машину качает)

    Еще я не упомянул о таких фирмах как DeCarbon (кстати первым придумал "перевертыш" McPherson) сейчас на корню куплен AC Delco качество стало отвратительным, характеристики тоже.

    GABRIEL (американская дешевка - кончается за неделю, дорогу не держит).

    Crosno (польские не ездил не знаю, но сомневаюсь, что здорово)

    Личные наблюдения за автомобилями с установленными амортизаторами.

    BMW E34 - установлены KONI Sport по кругу. Неверная установка передних, плохо затянутая гайка стойки, при пробеге 30 ткм начали постукивать. Гайка была затянута, амортизаторы подтянуты, но при пробеге 40 ТКМ выброшены. Мое личное замечание - Кони Спорт на данную машину делаются двутрубниками с газовым подпором. Поскольку подвеска жесткая и довольно короткоходная, амортизатор работает не в особо благостных условиях (особенно на наших дорогах) поэтому изнашивается довольно быстро. Кони - не исключение. В то же время задние довольно живучие.

    Ауди 100Q 44 (моя машина ) кони Спорт спереди, Special - сзади. Пробег 20 ткм - "завернуты" задние, машина продана с 50 ткм моего пробега. Передние внимания не требовали, задние просились завернуться на еще полоборота.

    Ваз переднеприводные одна машина Koni Special - через 20ткм - первая регулировка, через 10 вторая, через 5 третья, потом завернуты в крайнее положение, проданы вместе с машиной, требовалась замена.
    Несколько зубилок (3) с пробегом амортизаторов Кони Спорт гидравлика превышающим 80 ткм. Амортизаторы никакого внимания не требуют. Одна зубилка с газогидравликой, продана с пробегом 30 ткм, о ее судьбе ничего не известно.
    ВАЗ 2110 - кони спорт, пробег 60 ТКМ, амортизаторы завернуты на один оборот, левый передний под замену (выбоина, после которой был заменен даже диск). Мое ХО по поводу десяточных амортизаторов: те, которые из первых партий были ОЧЕНь мягкими, хотя, это, конечно на любителя. на более поздних версиях кони спорт не ездил.

    Suzuki Vitara - при пробеге 50 ткм, потребовалась замена правого переднего амортизатора, но были зменены парой. Задние внимания не требуют. С моей точки зрения здесь тот же порок, что и на БМВ 34 - нагруженная, жесткая и короткоходная подвеска.

    AUDI 80B4 - кони спорт по кругу. Передние с наружной регулировкой. Ездят на машине очень активно. пробег 60 ткм. Передние внимания и реглировки не требуют. Задние использовались с короткими жесткими пружинами, поэтому подызносились и требуют регулировки. На другой B4 проехали 120 ткм и были проданы вместе с машиной.

    VW jetta2 - Боге про газ. пробег 40 ткм за 2 года. все амортизаторы уже здорово изношены и я бы их поменял, если бы это была моя машина...

    VW Golf2 GTi - кони спорт по кругу. Спереди гидро, сзади газ. пробег 150 ткм, машина продана вместе с конями, на момент продажи амортизаторы внимания не требовали.

    Saab 9000 - кони спорт (газ) по кругу. пробег порядка 50 ткм, все надо "заворачивать".

    Вот, вроде бы и все. Сразу отвечу на вопрос: что бы я поставил себе? Я по-прежнему считаю, что лучшим выбором для активной езды и комфорта в моем понимании остаются Кони Спорт в pure гидравлическом исполнении. Если бы стоял вопрос о в первую очередь комфорте, невысокой цене, то, скорее всего, Боге гидравлика, или про-газ. На японку - однозначно каябу.

    Отзывы

    Иногда в почте попадаются очень интересные отзывы. Привожу один из них:

    Меня зовут Яков, а фамилия моя Финогенов. Я занимаюсь реанимацией и просто ремонтом VW более десяти лет.Набрал, как мне кажется, некоторую статистику и опыт. Кроме того, последние шесть лет плотно занимаюсь автоспортом, титулы перечислять не буду, но МС заработал.
    А машинки спортивные всегда строили сами, и только VW. Так что об амортиках, как мне казалось, кое что знаю. Странно, что наши мнения немного ( совсем ) расходятся. Прежде всего меня удивило высказывание, что вспенивание способствует жесткости. Не спорю, образования не хватает. Но мне казалось, что сквозь пузырьки безвоздушного пространства поршень проходит легко, не встречая сопротивления. И что как раз "газовый" амортик дольше, по отношению к чисто маслянному, сохраняет работоспособность. И самое главное, характеристики определяются при конструировании, но никак не зависят от наличия газа.
    За все время своей практики я усиленно занимался поиском поставщиков запчастей, уделяя внимание качеству. Перепробовал почти все марки ( кроме КОНЕЙ ) амортиков, зачастую экспериментируя на себе ( сменил больше двух десятков машин ). Поэтому хотел бы поделится своими ( личными, не являющимися единственно верными ) наблюдениями.
    В самом начале 1990-ых годов Монро были прекрасного качества. И по характеристикам, и по качеству. А потом, как то резко, пошел брак. Причем везде. Сейчас прихожу к мнению, что сменился производитель, выкупив торговую марку. Сейчас это просто жесткие столбиками, без каких либо надлежащих характеристик. Умирают мгновенно, не принося радости.
    Потом вышли на Габриель. Радовало то, что газонаполненные амортики были невероятно мягки и комфортны. Ровно через год умерли. ВСЕ. Все, что мы успели поставить за год. Рекомендуются для предпродажной подготовки. Дешево и сердито.
    Последние шесть лет сотрудничаю с фирмой, являющейся официальным дистрибьютером Боге. Сначала просто покупал у них, потом они построили под меня мастерскую, и последние три года там и существую, территориально, так как являюсь владельцем маленькой, но своей фирмы. Называется "Гольф-Клуб". Надеюсь, хоть чуть о нас слышали.
    Думаю, указанного срока достаточно, что бы делать какие нибудь выводы. Я считаю, что Боге, это оптимальная продукция для обычного потребителя, лучшее сочетание цена/качество. В одном я категоричен. На наших дорогах маслянные стойки не живут. Просто статистика - возвращаются начиная от трех (!) месяцев. В то время, как газонаполненные практически ( везде бывают исключения ) спокойно отходят более двух лет. Если говорить в цифрах, то порядка десяти пар амортиков в неделю мы меняем. Правда нынешние резко отличаются по характеристикам от первых поставок. Это объяснил главный инженер фирмы Боге, регулярно приезжающий к нам, что бы поучить уму-разуму. Говорит, что "по просьбе трудящихся" Германии сделали более мягкими, но "похоже перестарались". И это чуствуется. Если раньше на моей тренировочной машине вкладыши от Пассата почти не уступали по характеристикам стойкам на боевой, то теперь даже рядом не стоят.
    В последнее время решил погрузиться в Билштайн, нашел выход в Германии. Попробовал почти все, что есть в тюнинговой программе. ( "оригинал" отсеял с первой пробы ).
    Должен отметить существенную разницу между околоспортивными, и настоящими спортивными амортиками. Первые меня сильно разочаровали, а вторые порадовали. И тут у нас тоже расхождения. Сейчас использую RALLY GRAVEL GRUPPE N, передние перевернутые. Они невероятно мягкие, комфортные, и в тоже время очень энергоемкие. Хороши не только для ралли, но и в реальных городских условиях. Надеюсь, что моя информация хоть чем то поможет, так как вопрос " что ставить" не исчезает со страниц интернета. С уважением. Яков.
    Sent: Wednesday, March 27, 2002 9:11 AM


    Taras [***@udo.lviv.ua]
    Опыт езды на Вектре 1994 г.

    Мой подход - меняю когда чувствую, что не держат (не то чтоб потекли, или вообще шток падал). Тем более что у меня ABS и она рано включатся начинает - можно "догнать" кого-то.
    Кагда купил машину (79 т.км) - стояли еще родные амортизаторы - не знаю марку, но на них точно метка GM была (есть такие?). Проездил до 120 т.к. - то-есть еще 40 т. без проблем. Перед ними - "преклоняюсь".
    Дальше поставил газовый SAHS - 20 т.км., дальше MONROE синие, гидравлика - 30 т.к., дальше KAYABA гидравлика - 1 зима по наших обмороженых дорогах - 10 т.к. Еще езжу - но менять надо.
    Все амортизаторы нигде внешне не потекли. Ставили их грамотно (я смотрел).

    Приветствуется: собственный опыт езды на разных амортизаторах, полезные ссылки и прочее. Все принимается по почте.

    Links


    * Первоначально Ferrari покидали завод исключительно на амортизаторах KONI, затем, с 1996 года, поставщиком Ferrari стал Bilstein (оказался более дешев), а теперь бОльшая часть машин сходит на SACHS, хотя самые взрослые Ferrari все еще ездят на KONI.


    Photo
    Anton Samokhvalov
    someone@metric.ru
    пока без машины.
     

    Авто