Choose Cyrillic Charset (kodirovka)

Михаил Лоскутов

Перегон из Германии

Избранные места из переписки с друзьями
(прошу прощения за плагиат)

Да-да, Василий, я слышал, что ты собирался поехать с приятелями на их тачке покататься в Европу, заодно прикупить там машинку на продажу и вернуться обратно, но не знаешь, как бы это получше организовать и как собственно туда проехать. Рекомендую классный маршрут: Москва - Питер - Выборг - Хельсинки (паром) - Травемюнде. Назад так же, но в обратном порядке.

Для начала желательно наличие у тебя и попутчиков шенгенской и финской транзитной виз, затем, чтобы машина была прилично выглядящей, чтобы не возникло проблем на финской и немецкой границах в плане экологического контроля. Машину, безусловно, нужно застраховать, причем не на границе с финнами в Ваалимаа, а желательно в Москве или в Питере (дешевле!), в конторе, где выдают "зеленую карту" для всей Европы (а не "синюю" - Прибалтика и Польша). Это страхование гражданской ответственности, оно означает, что если ты повалишь забор у какого-нибудь герра, пана или горячего финского парня, или протаранишь его машину, то устраивать тебе разборки никто не будет, а страховая компания все оплатит. К тому же, наличие такой страховки - обязательное условие при пересечении границы.

По Финляндии дорога простая - трасса на Хельсинки через Порвоо, а в Хельсинки - в порт. Везде расставлены указатели с изображением кораблика. От Питера до Хельсинки дорога приятная, к тому же пункт в Торфяновке уже обновлен, и пропускная способность его увеличена. Всего это километров триста. Еще надо помнить про таможенные сложности с финнами в плане спиртного. На нашей таможне владелец машины напишет "обязательство об обратном ввозе в РФ автомототранспортного средства", и вперед. Да, еще нужно, чтобы у тебя на машине была наклейка "RUS" (национальная принадлежность). Еще: где-то я слышал, что не впускаются за границу машину, у которых в номерах присутствую кириллические буквы - это касается старых номеров, без флажка и "RUS".

Билеты на паром. В Москве есть представительство Silja Line. Эта компания владеет паромами, плавающими между Финляндией, Германией, Швецией и т.д. Билетов на определенный день может и не быть - к этому нужно быть готовым. Корабль, идущий из Хельсинки в Травемюнде (пригород Любека, северная Германия) называется FinnJet, он ходит через два дня на третий, а летом - почти через день. Билет для машины без прицепа стоит DM 160, а место в каюте на четверых на нижней палубе - DM 125. Летом на корабле появляются "кушетки" - это такое как бы общежитие, койки в два яруса в помещении рядом с кинозалом. Билет на "кушетки" стоит в два раза дешевле. Место в двухместной каюте на приличной палубе стоит DM 420. Цены, конечно, зависят от сезона. Питание в ресторане (шведский стол): довольно дорогое, но можно объесться: DM 15 - завтрак, DM 25 - обед и DM - 28 ужин. Конечно, на корабле есть казино, много баров, магазинов и всего прочего. В общем, можно очень хорошо провести время и потратить кучу денег. Паром в пути две ночи. Особенно красив его проплыв мимо шведского острова Готтланд. Ночью можно попасть и в нешуточный шторм, но, как уверяют паромные официальные лица, авария, подобная той, что случилась с "Эстонией", здесь исключена.

В Травемюнде нужно запастись ожиданием перед немецкой таможней. С ней, кстати, шутки типа "Оружие-наркотики? Дома забыл! Ха-ха-ха!" плохи: немецкий таможенник однажды на полном серьезе стал выспрашивать у твоего покорного слуги подробный домашний адрес :). Когда пройдешь таможню и пограничный контроль, выскакиваешь на автобан на Любек, а там уж сориентируешься сам.

Пиши, если чего :).


Василий, вот ты пишешь, что этот вариант "дорогой и долгий". Конечно, через Польшу и Белоруссию получается быстрее. Но только если на границе относительно пусто. Например, пару лет назад под католическое Рождество я завис в Бресте на три ночи со всеми "пирогами": кончившимся в очереди бензином (греться-то надо), еженощными платами браткам (пока не подружился с одним из них), разбитыми стеклами соседей, хамством и взяточничеством польских и белорусских таможенников. К тому же бензин в Белоруссии в то время был поганый, дорога отвратная и бандиты на каждой заправке. Через финнов ехать, конечно, дольше, но по деньгам получается почти так на так, если учесть, что бензина жжешь меньше, братве и полякам не платишь. Притом бережешь нервы, смотришь на море, оттягиваешься в культурном обществе и знаешь, что тачка на грузовой палубе и никуда от тебя не денется.

По Финляндии дорога хорошая, финской таможни и пограничников в порту Хельсинки часто просто нет. И это хорошо, так как из Европы въезжаешь прямо в Россию, а не через всякие там промежуточные "географические новости" :). А Питер считай, что дома.


Во сколько тебе все это удовольствие выльется, если самому поехать, и как общаться с продавцами на рынке? Давай попробуем прикинуть.

На рынке в Германии по-английски (и иногда по-русски) общаться можно, но машину покупать стоит не всегда: авторынки в Германии - вотчина турков, поляков и фольксдойче (немцев-переселенцев из СНГ), что говорит само за себя.

Насчет торга: по-разному. У меня был случай, когда продавец-немец, только увидев меня, сразу "упал" на DM 2300 (с 8800 до 6500), хотя я, в принципе, не такой уж и страшный. А порой за DM 300 приходилось сражаться "три дня по колено в крови". В среднем торг составляет процентов 10-20 от объявленной цены, хотя бывают и невероятные варианты.

Стоимость поездки является совокупностью цен визы, дороги туда, проживания там, цены машины, ее оформления и обратной дороги, плюс возможных незапланированных трат типа инвестиций в "лесных братьев". Виза стоит в посольстве DM 20, если есть приглашение. Если его нет, то визу можно получить через турагентство баксов за 200 (на две недели). Дорога туда: самолет - в среднем баксов 250, поезд - 150, проживание там - если у друзей, то придется тратиться лишь на передвижение (DM 10 в день) и питание (DM 20 в день, если скромно). Место в очень простой гостинице или пансионе стоит от 30 марок в сутки.

Цена машины устанавливается непосредственно на месте. Ее (машины) оформление составляет примерно DM 350 (в зависимости от того, на сколько дней ты покупаешь страховку и транзитные номера).

Затем, литр бензина Bleifrei (аналог нашего неэтилированного А-92) в Германии в среднем стоит чуть меньше доллара - DM1.60 (в городе дешевле, на автобане дороже). Питание на автобане довольно дорогое, поэтому провиантом следует запасаться в дешевых супермаркетах типа "ALDI-MARKT", "SPAR", "PLUS".

Обратная дорога "встает" по-разному. Если едешь через Польшу, то выплат "братьям" и полиции избежать можно не всегда. Обычно это марок 100, но можно торговаться. Причем, основные деньги не следует держать в карманах, но надо всегда иметь в ближайшем кармане сотню мелкими купюрами, чтобы не "светить" остальными деньгами. При встрече с такими попутчиками пугаться не следует, но впускать их в машину тоже нельзя. Хотя они будут на этом настаивать. Бандиты очень боятся внезапного появления полиции, поэтому стараются действовать быстро. Машины они отбирают крайне редко и, как правило, только достаточно ценные. Ведут себя в принципе агрессивно, но больше берут тебя "на понт", однако стекло разбить могут вполне. НИКОГДА нельзя держать открытыми двери машины, даже на ходу. С полицией и братками разговаривать надо только через слегка опущенное стекло и держа ногу "на сцеплении". И всегда надо иметь с собой аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель! Это любимые придирки как поляков, так и белорусов, а штраф может быть очень большим.

Лирическое отступление: Как-то поздней осенью мы с приятелями на трех машинах въехали в Польшу через границу в городе Герлиц. С польской стороны тоже был город, а страны в этом месте разделяла река. Пройдя пограничный контроль и проехав мост, мы оказались в Польше. Немного поплутав по узким улицам, мы, наконец, выехали из города и: уперлись в хвост грандиозной пробки. Дело в том, что никаких автобанов в этой части Польши нет, и преобладают проселочные дороги. Покрытие, надо сказать, там довольно хорошее. Был поздний вечер, и я слегка занервничал, поскольку намеревался проскочить Польшу за ночь и к раннему утру быть на белорусской границе. Не успел я даже об этом как следует и подумать, как в окно моего джипа постучали. Да-да-да, это были они, те, о которых рассказывают леденящие душу истории перегонщики на всех границах, таможнях и стоянках. Браток явно просился в машину, но, получив отказ, остался стоять на улице. Я был уведомлен в том, что проезд по этой территории платный, а именно 100 марок, и если я хочу остаться цел и невредим на всей территории Польши, то я заплачу, а мне взамен выдадут пароль, по которому я получаю "свободный и бесплатный проезд" до Бреста. Мы сошлись на пятидесяти, и я записал на прилепляющейся бумажке: "уплачено бригаде Демона в Герлице". "Демоны", получив деньги, залезли в изрядно потрепанные красные "Жигули"-пятерку и черную БМВ-трешку выпуска 80-го года с белорусскими номерами и, с визгом тронувшись, покатили к ближайшей заправке "на позицию". Через часок пробка рассосалась, и выяснилось, что ее причиной был чрезвычайно криво припаркованный прямо на дороге грузовик с полуприцепом и без номеров.

А вот еще был случай. Как-то летом, в мюнхенском цулассунгштелле ко мне "на хвост" попросились трое ребят из Подмосковья на убитом Опеле. История их проста и занятна. Накопив как-то денег, они, трое друзей, решили поехать "в Европу" купить хорошего шмотья и мир посмотреть. Получив через турагентство визы, они добрались до Германии, где поселились в палаточном городке для студентов-путешественников под Мюнхеном. Вдоволь побродив по городу и накупив кроссовок, рубашек и джинсов, ребята решили на оставшиеся деньги приобрести автомобиль (!), вернуться домой и, выгодно этот автомобиль перепродав, окупить поездку. Увидев на одной из стоянок свежеокрашенный в синий металлик Опель Кадетт 1983 года за полторы тысячи марок, ребята, не думая, выложили деньги, и машина была срочно приобретена. Опель дымил, как паровоз, из него сочились разные жидкости, но цвет:! Магнитола!!! Короче, встретившись в условленном месте в условленное время, таким вот кортежем мы тронулись в путь.

Купив машину, ребята, почему-то не подумали про деньги на обратную дорогу. У них не было еды, бензина было в обрез, но мы как-то делились, чем есть, и в итоге доехали до того же самого Герлица. Отстояв нудную очередь по улицам немецкого города, мы подъехали к пограничному посту, где мне объявили, что в Польшу меня здесь не пустят, так как "прошлая машина не аннулирована из паспорта", и мне следует ехать на Коттбус, где есть еще один пункт перехода границы для таких, как я. Там меня, может быть, пустят. А может, и нет. По крайней мере, здесь мне въезд в Речь Посполиту запрещен, и давай, "с поворотом до германцев". Перед нами в очереди стояли кавказцы на мерсах, и я очень их попросил не оставить ребят на трассе одних. Кавказцы горячо и эмоционально дали мне понять, что ни за что их не бросят. Короче, я уехал обратно в Германию, предварительно дав ребятам пятьдесят марок и получив в залог классный плэйер. Обо всем остальном мне стало известно из рассказа одного из этих ребят, когда мы с ним встретились уже в Москве, чтобы обменять его плэйер на мои деньги. Въехав в Польшу, кавказцы ударили по газам и быстро скрылись из виду. Поездив по городу, ребята ничего не придумали лучше, как поехать к городскому вокзалу спрашивать дорогу на Россию. Там их и приметили.

Увидев, что к ним недвусмысленно приближаются специальные такие хлопцы, ребята дали по газам и начали удирать, не зная при этом дороги даже приблизительно. Хлопцы, обалдев от такой наглости, на двух машинах, помчались вдогонку. После получаса искрометной погони по узким улицам провинциального польского городка, ребята вдруг увидели мирно стоящий у тротуара полицейский "Полонез" и, с визгом затормозив, бросились к полицейским с криком "помогите, догоняют!" Надо сказать, что полицейские сориентировались быстро, и, не слова не говоря, бросились вслед за преследовавшей ребят машиной. Теперь удирали хлопцы, а ребята, дрожа от переполнявших их эмоций, старались не отстать от полицейской машины. Полиция быстро нагнала бандитов и начала их арестовывать. Вытаскиваемые из машины хлопцы кричали ребятам об их (ребячьих) скорых похоронах на польской земле. Полицейские показали незадачливым перегонщикам дорогу из города. Казалось, все треволнения позади, но, как было сказано выше, у преследователей было две машины, а задержали только одну. Второй экипаж, обуреваемый местью за первый, арестованный, ребяток все же отследил и приклеился к ним на выезде из города. По словам непосредственного участника этих волнующих событий, гонка продолжалась несколько часов. "Опель", полюющийся маслом из всех отверстий, гнал по узкой польской дороге сто шестьдесят и все же оторвался от преследователей. А может, впрочем, им и самим надоело. Короче, ребята "ушли". Это первый и последний случай на моей памяти, когда к дорожным приставалам были приняты такие крутые меры со стороны "дичи" :).

Продолжаем. Дорога по Польше - 800 км, а по Белоруссии - от Бреста до Москвы 1057 км. Основное время теряется на границах.

Когда плывешь на пароме, то в порту под растаможку не попадаешь вообще, так как приплываешь не в Россию, а в Финляндию. Таможенную границу России ты по любому пересекаешь по сухопутью, а на пунктах таможенный сбор пока не платят. На границе тебе лишь ставят "направляющий" штамп в техпаспорт машины с указанием таможни, куда ты пожелаешь приехать. Обычно пишут просто: Москва. Ну и еще штампуют таможенную декларацию, которую терять нельзя ни в коем случае - она нужна тебе в таможне в Москве.

Растаможивать машину нужно сразу по прибытии, за задержку полагается штраф примерно баксов сто.

Можно ли в нашем посольстве заверить купчую с маленькой ценой? Ну ты, брат, наивный. Теоретически можно заверить все, что угодно, только русская дипслужба больше всего на свете не любит встречаться со своими соотечественниками за границей и ничего заверять не станет, держу пари. Более того, тебе это никак не поможет, так как основная оплата идет от объема движка (пошлина и акциз). Ты можешь попросить продавца занизить цену машины в купчей, но это все бирюльки, от этого зависит, будешь ли ты заполнять при выезде из Германии дополнительную экспортную бумажку или нет. В московских таможнях оценщик так и так оценит твою машину по каталогу "Auto-Ident", и деться будет некуда.


Василий, вот ты спрашиваешь, куда лучше в Германии поехать, чтобы купить машину. Отвечу тебе честно: не знаю. Я лично ездил в Мюнхен. В принципе, машины есть во всей Германии :) (плотность населения там достаточно высокая), но перегонщики предпочитают, как правило, какой-то один район.

Короче, если соберешься в Мюнхен, то внимай: Имея перед собой карту Мюнхена, можно увидеть, что его уличная структура сродни московской: то же кольцо и радиальные проспекты. Только в центре там не так упорядоченно. Для начала нужно найти Главный вокзал (Hauptbahnhof). От него влево (строго на запад) идет улица, которая сначала называется Bayerstrasse, потом она становится Landsbergerstrasse (от названия города - Ландсберг. Это как у нас: "Брестская улица по городу идет:"). Протяженность ее семь-десять километров, и центральная линия метро (U-bahn и S-bahn) идет некоторое время вдоль этой улицы. Резоннее всего доехать от вокзала до станции Neuaubing (желтая линия S6, направление Herrsching) и просто пойти обратно к вокзалу по этой самой Ландсбергерштрассе. На этой улице по обеим сторонам, если внимательно смотреть, ты обнаружишь прорву стоянок. Причем, конечно, по мере приближения к центру, их станет меньше, но все равно - терпение! Как эти стоянки идентифицировать: во-первых, конечно, на них стоят машины без номеров, то есть снятые с учета (abgemeldet autos) и с табличками с ценой за лобовым стеклом. Во-вторых, стоянки обычно украшаются цветными флажками. И в-третьих, над ними бывают плакаты: "Gebrauchte Wagen" - подержанные машины.

Дошел до вокзала, сел на ту же желтую S6, только в другую сторону. Далее твой путь лежит на восток города, где сосредоточен, так сказать, основной авторесурс Баварской столицы.

В восточной части города проходит магистраль, которая называется Wasserburgerlandstrasse (Вассербургерландштрассе). Сначала, от центра, она, правда, носит другое имя, но это неважно, так как ты пойдешь опять с окраины к центру - так удобнее, проверено. Ты доедешь до станции Gronsdorf, сверишься с картой, выйдешь на эту самую Вассербургерландштрассе (минут десять, так как станция чуть в стороне). Пойдешь в центр. И вот тут тебя ждет потрясение - поля машин! Правда, дикое количество. Большие стоянки, как правило, разделены на сектора, у каждого из которых своя контора. Чем ближе к центру, тем реже попадаются стоянки. Но имеет смысл дойти до станции Leuchtenbergring (Лейхтенбергринг), даже пройти немного подальше, ибо прямо перед мостом окружной железной дороги справа (если стоять лицом к центру города) есть последняя большая стоянка, скрытая от глаз. Там тоже хороший выбор, в том числе и аварийных машин. Еще раз повторяю, главное - терпение и охотничий азарт: дичь сама в руки не пойдет ни за что, хоть тресни!

Если и на этих двух улицах ты ничего подходящего не найдешь, то, сориентировавшись с картой, поезжай на станцию Siemenswerke, там, совсем недалеко от станции, на улице Бошетсрейдерштрассе (Boschetsriederstrasse) есть стоянка моего дружка - Auto-Buttner. Сам молодой херр Бюттнер прилично говорит по-английски. У него тоже есть что посмотреть.

Что касается разговора с продавцами, то, как правило, они имеют начальные знания английского, но говорить с ними надо, четко произнося слова и проговаривая звуки. Некоторые, впрочем, знают и русский на уровне "курка-матка-яйки-горбачев-перестройка".

Ты имеешь право взять ключ от машины (или хозяин стоянки пойдет с тобой сам), завести машину, всю ее облазить, все открыть, попробовать, покачать и подергать. В принципе, ты еще имеешь право на probierfahrt, пробную поездку, но машины иногда стоят так плотно, что выехать нереально. Но можешь настоять и на этом. Когда находишь что-нибудь неработающее или скрипящее, или чуть ржавое, или потертое, надо цокать языком и обращать внимание продавца на то, какую же все-таки дрянную машину он пытается тебе втюхать. Даже если машина тебе понравилась. Можно посмотреть, потом уйти на некоторое время, потом придти, посмотреть опять. Продавец занервничает и будет готов скидывать цену до предела. Обычно эти продаваемые машины хозяин стоянки покупает сам, чинит и перепродает, и его прибыль, как правило, очень мала, только для оборота. Если на стоянке работают молодые загорелые русскоязычные славяне (протирают машины), то будь внимателен: с их помощью хозяин старается привлечь наших и продать хлам.

Порядок приобретения машины такой: смотришь, понравилось, говоришь продавцу: беру. Или, скажем, беру, если будет новый аккумулятор (это болезнь, у многих продаваемых тачек - мертвые аккумуляторы), например, новые дворники, крышка на бачок омыва стекла или что-то еще по мелочи.

Проверяешь, пройден ли TUV (ТЮФ). Тебе нужен ТЮФ только для транзитного номера, а он не очень дорогой. Но за ТЮФ всегда платит продавец! Потом делаешь предоплату (процентов десять от цены), продавец заполняет купчую. Проси, чтобы цена была указана какая-нибудь маленькая (до тысячи марок), иначе при вывозе машины за границу Германии придется заполнять специальную экспортную бумажку, а на границе это геморрой. Когда получаешь от продавца "большой" техпаспорт, Fahrzeugbrief, то платишь остаток.

Чтобы получить транзитный номер, есть два пути. Можно воспользоваться услугами продавца и попросить его пройти за тебя всю регистрацию, но за это заплатишь "сверху" марок 50. Можно сделать все самому.

Для этого сначала, получив техпаспорт, купчую, но без машины поехать в Zulassungstelle (местное ГАИ) на Айштаттерштрассе (Eischtatterstrasse), станция метро Westendstrasse (линии U5 или U4 - разницы нет). Сначала страхуешь машину (к твоим услугам несколько страховых контор, они прямо стена к стене с публичным домом). Потом снимаешь машину с учета для вывоза на экспорт в специальном окошке. Далее, стоишь в очереди, состоящей из югославов, румынов, венгров, испанцев и русских в окно для регистрации. Достоявшись, произносишь по-немецки: "Zollnumer" (цолльнумер) - транзитный номер, и добавляешь волшебное слово "битте". Причем, на сколько времени ты оформишь страховку, на такой срок тебе дадут транзитный номер. Страховки бывают на три дня, десять, пятнадцать, месяц и два. По-моему, так. Ждешь, получаешь заявку на номера, а когда их сделаешь, то и зеленый транзитный техпаспорт-книжечку. Он тоже действителен столько, сколько страховка и номера. Старый, большой техпаспорт, Fahrzeugbrief (наш ПТС сделан по этому образцу) тебе тоже возвращают, и это основной документ на машину.

Номера ты идешь делать сам в одну из находящихся прямо на территории Zulassungstelle скобяных мастерских. Подаешь заявку, на которой уже проставлен присвоенный твоей машине номер, и повторяешь магические слова: "цолльнумер" и "битте". Мастер спрашивает, длинный или квадратный тебе номер нужен. Решаешь сам: если у тебя "Паджеро", то у него сзади место для квадратного, если БМВ, то оба длинных.

Получаешь номера, зеленый техпаспорт, все остальные бумажки и едешь на стоянку, где тебя ждет твое приобретение. Продавец привинчивает номера, жмет тебе руку, желает счастливого пути (Gute Fahrt!), и ты мчишься обратно в Цулассунгштелле на сверку номеров агрегатов, чтобы получить заветную красную шильду в виде кружочка на номер.

Проблема в том, что Цулассунгштелле работает регистрирует машины только с 8 утра до полудня, а в субботу и вовсе не работает, так что второй визит туда ты успеешь сделать только на следующий день. С номерами без шильды можно ездить только сутки и только в Цулласунгштелле или из него. Когда получишь этот красный кружок, ты - вольная птица. Давишь на газ и аккуратно мчишься домой, не забыв при этом нигде никаких документов.

Я тебе прилагаю в этом письме файлик, где содержится схема мюнхенского метро и надземки. Я коряво обвел те станции, которые упоминал в своем пространном повествовании.

К слову сказать, эти схемки в тамошнем метро лежат бесплатно. Будут вопросы - пиши.

Удачи.


Кельн? В Кельне был только раз, на рынке Autokino, да и то по случайности (там купил автобусик Мерседес-210), а в Берлине ничего не покупал принципиально по двум причинам. Во-первых, там, как нигде, все эти автомобильные дела контролируются нашими дорогими соотечественниками, а во-вторых, в Берлин машины, как правило, поступают через многие руки, так как в свое время, когда две Германии объединились, восточные немцы ринулись на Запад скупать автохлам на шроттах (свалках), а уже теперь они слегка разбогатели и этот хлам пытаются сбыть восточнее. Так что, по моему глубокому убеждению, машины следует искать в землях поприличнее.

Я в свое время буквально "пропахал" Баварию, а особенно досконально прорыл Мюнхен и немного Аугсбург, и мне этого хватало "за глаза". Кроме того наезжал в Кобленц, где даже у "русских" автохэндлеров попадаются неплохие экземпляры.

Мюнхенские окраины, как я тебе уже писал, буквально кишат стоянками, а каждую среду и субботу в газете "Зюддойче Цайтунг" и журнале "AutoBayern" выходит масса объявлений о машинах.

Кстати, узнать, что в данный момент продается в Баварии и Бранденбурге, можно и через Интернет: есть электронные версии Зюддойче и Tagesschpiegel. Кроме того, есть еще два адреса: немецкий сервер по подержанным машинам и такой же голландский, но тухлый. Раздел объявлений о продаже машин называется "Kfz-markt".

Но я просто приезжал в Мюнхен на поезде рано утром, и за день пробегал практически все стоянки, которые были в пределах досягаемости на метро.


Василий, доброе утро!

Ага, соблазнил тебя Мюнхен? Ну, я рад, передавай привет славному городу.

Отвечаю по порядку.

1. Транспорт: я обычно добирался туда так. Из Москвы брал билет на поезд до Праги через Чоп - это примерно $120. Поезд был ?7, кажется, он уходил из Москвы в час дня, а в Прагу прибывал примерно в десять утра через день, то есть в дороге две ночи. В Праге, прямо на главном вокзале (Praha Hlavny Nadrazy), он похож на Курский вокзал в Москве, смотрел на расписание и выбирал такой поезд, чтобы приехать в Мюнхен (по-чешски - Michov) рано утром, примерно в шесть утра. Поезд идет часов девять, через Плзень, Furth-im-Wald, Nuernberg. Билет 2-го класса стоит баксов 50. (Внимание! Недавно прочитал, что поезд Москва-Прага через Чоп отменен).

День шатался по Праге, покупал подарки жене, пил пиво и лакомился гуляшем с кнедликами в кабаке "У петуха" ("U Kohuta") на углу Вацлавских Наместей и ул. Оплеталова (5 минут пешком от вокзала), всяко расслаблялся, а вечером грузился в поезд. Ночью, около 12-ти, поезд приходит на последнюю чешскую станцию Cheb, где садится немецкий пограничный контроль. Немцы проверяют визу и иногда багаж на предмет контрабандных сигарет и спиртного. Вести себя надо независимо и с достоинством, а выглядеть желательно по-западному, тогда и вопросов не будет. Меня, например, раза три принимали то за чеха, то за немца и паспорт вообще не проверяли.

Вагон сидячий, но удобный, спать можно.

Утром поезд прибывал в Мюнхен, на тот самый Hauptbahnhof, я садился в метро - и вперед, как я тебе рассказывал.

2. Жил я обычно у родителей друга-немца (он в Москве четыре года вот уже как торчит), но не в Мюнхене, а в Аугсбурге, это километров 60 на запад. Вот тебе линк, здесь ты найдешь грандиозную коллекцию разных дешевых гостиниц в разных странах и городах, в частности, в Мюнхене. По-английски умеешь? Тогда проблем не будет.

На вокзале в Мюнхене, прямо у Accomodation, по вечерам иногда стоят немецкие бабульки, как в Москве или Питере, право слово, и предлагают ночлег марок за 20. Если проблемы - иди в туристический центр на вокзале, а там тебя направят в лучшем виде, даже в отель позвонят и спросят, есть ли свободные места.

3. Прежде чем отдать предпочтение какой-либо из стоянок, я их все исследовал и записывал в блокнот, где, что и почем из того, что меня интересует. В принципе, на любой стоянке, даже самой занюханной, тебя может ждать совершенно неожиданный экземпляр.

4. Где лучше покупать, у частника или на стоянке? Бывает, что купить у дедульки-немца машину бывает дешевле, чем на стоянке (ему лишь бы сбагрить, а о прибыли он не думает), а бывает и так, что какой-нибудь Ганс-частник, совершенно не представляя, что и почем должно быть, ломит за Гольф-двушку тысяч семь или восемь марок только из-за того, что хозяин в машине, видите ли, не курил отродясь, а Блаупункт там последней марки. Чтобы сориентироваться по ценам, не поленись, пошарься по Зюддойче Цайтунг (линк я тебе послал), найдешь там газету прошлой субботы, где несколько тысяч объявлений. Там есть динамическая форма запроса, и программа тебе сделает выборку машин. Кроме того, нужно помнить, что немцы, особенно в сельской местности, предпочитают не общаться с иностранцами с востока.

5. Цены в Мюнхене и его пригородах примерно одинаковые. Все зависит только от продавца.

6. Как найти паром? Травемюнде - это пригород Любека. Кажется, автобан ?1 (направление - север, почти от Ульма до Киля через всю страну) идет вплоть до развязки на Киль, а потом - ответвление на Любек. Проезжаешь Любек (все по автобану, никуда не сворачивая), а потом смотришь стрелки на Травемюнде. Дорожка становится небольшой, но понятной. Следуешь по значкам, изображающим кораблик, вплоть до терминала "Skandinavienkai", где резко сворачиваешь направо и как бы назад (как и все другие машины с транзитными номерами, их которых ты встретишь в неимоверном количестве еще на автобане при подъезде к Любеку). У самого терминала есть три очереди на регистрацию и погрузку. Для белых людей - две, а для гонял-транзитчиков - одна, самая правая и долгая. Дело в том, что при прохождении пограничного и таможенного контроля полицейские внимательно проверяют документы и машины на угон. На самом погрузочном поле все перемешиваются и расставляются по размерам: автобусы к автобусам, траки к тракам, легковушки с прицепами - к таким же и так далее.

"Долгая очередь" - я имею в виду, что она идет дольше, чем обычная, потому, что, у гонял проверяют машины, а у европейцев - нет, и они на паром заезжают раньше. Но не волнуйся, если у тебя билеты именно на этот паром, то ты на этот паром и попадешь. Приезжать надо часа за полтора до отправки. Обычно время начала регистрации на погрузку указано в билете. Можно приехать и раньше, но это не значит, как ты сам понимаешь, что раньше уплывешь :).

7. Билеты на паром и надо покупать в Мюнхене, в любом Reiseburo (бюро путешествий). Я, например, брал билеты прямо на Главном вокзале Мюнхена, около пригородных касс. Внутри здания справа, если идти от поездов, есть "ABReiseburo", где говорят по-английски. Там же мило предлагают даже студенческие скидки, даже если нет студенческого билета и просто молодо и более или менее интеллигентно выглядишь. Клерк, в принципе, и объяснит, как добраться до парома, даже карту подарить может.

Как только купил машину, и билеты на паром, нужно сразу мчаться в финское посольство. Раньше финские транзитные визы было можно получить в Мюнхенев финском генконсульстве за 15 минут и 32 немецких марки на основании документов на машину и билетов на паром. Теперь же эту визу придется получать в Гамбурге, Кельне или в Любеке (это тебе придется уточнить в турбюро), и ждать при этом нужно дня два. Слишком много стало "посетителей", а Финляндия пока в Шенгенский союз не входит.

Лирическое отступление: мы с женой пришли в это бюро путешествий на вокзале покупать билеты на паром.. Менеджер нам все классно объяснила, а потом спросила, не хотим ли мы студенческую скидку. Мы затараторили, что, мол, да, конечно, непременно хотим! Но вот незадача: мы свои студенческие билеты с собой не прихватили... (К слову сказать, я в то время был еще студентом, но вечерним, а жена - аспиранткой, так что по любому скидки на нас не распространялись). Менеджер при нас позвонила в порт, спросила, мол, вот тут два русских студента через пару недель подъедут, но студенческих удостоверений у них нет, пропустите ли? Ответ был: конечно, не вопрос, нам вообще все равно.

Так и сэкономили. Немного, правда, марок 50, но все-таки. На пароме обед как раз и стоит 25 марок в шведском столе.

Кстати, ты можешь зарезервировать себе билеты еще из Москвы. Где-то, кажется, в отеле "Савой" на Кузнецком мосту, есть офис Silja Line, но это надо уточнить. И будь готов к тому, что, ожидая свободных мест на этот FinnJet, легко можно зависнуть в Германии на пару недель.

8. Любые карты можно легко купить в Германии на любой заправке, в любом книжном магазине, в любом крупном универмаге в книжном отделе, на вокзале, в бюро путешествий, где угодно. И в Москве, например, на Кузнецком мосту в магазине "Атлас". Цены, причем, что у нас, что в Германии, одинаковые. Немецкие карты непонятны только абсолютно неграмотному человеку, так что разберешься.

9. Расстояние от Мюнхена до Травемюнде - чуть больше 900 км, они спокойно пролетаются за день или за ночь. Но нужно иметь все-таки запас по времени, так как днем около городов вероятны грандиозные пробки (stau), особенно летом. Дорожные развязки не надо проезжать на огромной скорости, иначе промахнешься и сделаешь крюк в полстраны. Года четыре назад я, едучи ночью из Бельгии в Мюнхен, "промазал" и сделал "крюк" километров в пятьсот. Знаки предупреждают о развязках километра за три.


Василий, ну ты даешь. Что я тебе, справочное бюро?!

Ты спрашиваешь, как наиболее эффективно продать машину. Да, практика показывает, что по "Из рук в руки" не очень просто продать иномарку (в основном звонят "чайники", которые, покупая машину, даже не удосужились узнать, в какое время какая модель выпускалась, не говоря уже о другом). А твой вопрос "Как решать извечное противоречие между продавцом и покупателем (один хочет подороже продать, другой подешевле купить)?" меня поставил в тупик.

Да, Василий, по "Из рук в руки", конечно, не всегда легко продать иномарку, а что делать? Как говорил один старый еврей, не всем сейчас легко... Но, все-таки, иногда можно.

Что касается рынка, то наиболее представительным в плане иномарок и покупателей, как это ни парадоксально, является Люберецкий рынок "АвтоГарант". Конечно, он далековат, но транспорт туда организован классно. Там такая инфраструктура и гамма моделей самых разных марок, что Мюнхенский рынок "отдыхает". Например, в минувшую субботу я своими глазами видел Вольво-440 универсал (!!!) бельгийской сборки, совершенно невероятный экземпляр.

Солнцево - туда в основном едут по старой памяти за Москвичами и Жигулями, иномарок там мало, да и публика все больше немолодая и небогатая. Тушинский авторынок недавно открылся, но он уже, как ни странно, популярен. Площадь там совсем небольшая, а цены в среднем выше, чем в Люберцах. Был когда-то классный стихийный рынок в Печатниках, вдоль ограды АЗЛК. Туда был очень удобный проезд (м. "Текстильщики"), да и платы никто не взимал за стояние вдоль улицы. Народу там была тьма. Три года его уже нет с нами:

Противоречие, я бы даже сказал, противостояние "продавец - покупатель" также извечно и традиционно, как, скажем, книгопродавец - поэт, автор - редактор, свекровь - невестка, таможенник - импортер, пилот - боец противовоздушной обороны. Как оно разрешается? Да, наверное, только перманентным приплясыванием продавца вокруг покупателя, навешиванием лапши и произведением правильного впечатления. Из своего опыта продаж машин я вывел следующее наблюдение: каждый потенциальный покупатель имеет у себя в голове некое видение идеала того автомобиля, которого он желает. Видение это похоже на картинку из рекламного проспекта. Таким образом, продаваемый автомобиль однозначно должен быть лишен индивидуальных черт, разного рода прибамбасов, которые недалекие водители склонны наклеивать, налеплять, привинчивать и прочим образом размещать в своем авто (я не говорю про опции, я говорю про украшения, висюльки, "короны", цветные наклейки, "крутые" молдинги, шторки с бахромой, портреты гонщиков, красавиц и пр.). То есть, чем больше автомобиль соответствует внешне "картинке" (пускай у него даже дым из трубы валит такой, что тошно смотреть), тем больше шансов его продать: тщеславие людское пределов не имеет.

Вообще, начиная продавать или покупать автомобиль, нужно запастись недюжинным терпением. Я тоже раньше думал, что, мол, фигня, раз и все, а вот поди ж ты.


Газеты

Паромы и related sites:


Читайте также: Михаил Лоскутов, Labas Rytas, Lietuva